АЛЕКСИЙ Новгородский - Страница 2

В 1380 г., когда на Москве не было митрополита, Алексий Новгородский во главе новгородской делегации заключил с великим князем Дмитрием Донским договор «на всей старине новгородчкой», а в 1385 г., при митрополите Пимене, конфликт с митрополией снова обострился из-за решения новгородцев отказать митрополиту в «позывном» (апелляционном) суде и судиться только у своего архиепископа, которому были бы приданы светские заседатели, что не только подрывало единство Русской церкви, но и существенно задевало фискальные интересы митрополии. В 1386 г. Алексий Новгородский вновь, на этот раз неудачно, выступил посредником при заключении с Москвой «мира по всей старине», заключённый договор не имел церковного аспекта, и конфликт из-за позывного суда был улажен только при митрополите Киприане. Алексия Новгородского к тому времени уже не было в живых: в апреле 1388 г. он удалился в Деревяницкий монастырь, «изволив молчанное житие», где и скончался, погребён там же. При нём развернулась борьба с явившейся в Новгороде ересью стригольников. В период его святительства в Новгороде велось активное церковное строительство; Алексий Новгородский был лично причастен к воздвижению церкви Рождества Христова на Владычне дворе (1362 г.), надвратной церкви Сретения в монастыре Антония Римлянина, Преображенского собора в Торжке (1364 г.), церквей святителя Николая на Лятке (1365 г.), Спаса Преображения на Ильине (1372 г.), великомученика Димитрия Солунского (1381 г.) и святителя Климента (1386 г.). По его заказу в 1363 г. были начаты росписи в церкви Успения на Волотовом поле. Существует предположение, что Алексий Новгородский изображён на южной стене этого храма в ктиторской фреске, датируемой 1380 гг.: святитель Моисей, архиепископ Новгородский (строитель церкви), и Алексий Новгородский, оба с нимбами, предстоят Богоматери, облачены в белые клобуки и крещатые фелони. Образ, написанный при жизни или вскоре после смерти Алексия Новгородского, сохраняет достоверные черты его внешности. Описание его облика, как и ряда других Новгородских иерархов, содержится в одной из дополнительных статей Строгановского иконописного подлинника (в перечне Новгородских архиепископов и епископов от Иоакима Корсунянина до Леонида: «А подобием впросед, брада Василия Кесарийскаго покороче, на концы вдвоем космачки, на главе клабук бел, ризы святительския» (конец XVIII в.); Алексий Новгородский назван блаженным, день памяти не указан. Упоминается в Кайдаловских святцах (XVII в.).



 
PR-CY.ru