Словарь по христианству А АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший - Страница 3

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший - Страница 3

На миниатюре из вкладной книги Высоцкого монастыря (Серпуховский музей-заповедник, 1648 г.) Афанасий Высоцкий Старший изображён старцем с продолговатой бородой, недлинными волосами, в монашеском одеянии (мантии и схиме) с куколем на плечах, с поднятой для крестного знамения рукой, в молении Святой Троице вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими и князем Владимиром Серпуховским (Храбрым). С теми же святыми и князем Афанасий Высоцкий Старший был представлен на местной иконе Святой Троицы и на хоругви «Зачатие Пресвятой Богородицы – Избранные святые», которые вложил, соответственно в 1672 и 1673 гг., «в Дом Пречистыя Богородицы в Высоцкий монастырь по обещанию своему Светейшего Патриарха ризничей дьякон Иакинф». Образ Афанасия Высоцкого Старшего (с надписью «Прп(д)бны Офона(си)») помещён на иконе «Преподобный Сергий Радонежский с учениками, в молении Святой Троице», конца XVII в., из Троице-Сергиева монастыря (Сергиево-Посадский музей-заповедник), – в верхнем ряду слева, недалеко от учителя, между фигурами Феодора Ростовского и Симона Смоленского (Радонежского); также на иконе «Собор святых учеников преподобного Сергия» второй половины XIX в. на юго-западном столпе Троице-Сергиевой лавры. В конце XVII – XIX вв. в связи с ошибочным отождествлением Афанасия Высоцкого Старшего с Константинопольским патриархом Афанасием III Пателларием (Сидящим) сложилась иконография преподобного в святительском облачении. Например, на рисунках, выполненных пером, в списке службы Афанасию Высоцкому Младшему, начало XIX в. (Серупуховский музей-заповедник), Афанасий Высоцкий Старший изображён старцем с большой, слегка раздвоенной бородой, в рост, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей именословно десницей и жезлом в левой руке; подобное поясное изображение – на заставке рукописи. В конце XIX в. получил широкое распространение образ Афанасия Высоцкого Старшего в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облачённого в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и чётками в левой (например, в росписи 1880 гг. трапезного храма во имя Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры). Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях конца XX – начала XXI вв. в Высоцком монастыре: икона в местном ряду иконостаса Никольской церкви (Афанасий Высоцкий Старший написан вместе с Сергием Радонежским, Афанасием Высоцким Младшим и великим князем Дмитрием Ивановичем Донским); настенное погрудное изображение Афанасия Высоцкого Старшего художника В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса церкви во имя Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой Никона Радонежского (Троице-Сергиева лавра) святой представлен с развёрнутым свитком (иконописец монахиня Иулиания (Соколова), 1950 гг.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божьей Матери (2000 г., Высоцкий монастырь), Афанасий Высоцкий Старший стоит слева, рядом с преподобным Никоном.



 
PR-CY.ru