Словарь по христианству А АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший - Страница 2

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший - Страница 2

В 1392 г. некий инок Сергий (как полагают исследователи, также из Высоцкой обители) по благословению Афанасия Высоцкого Старшего переписал в Студийском монастыре сборник аскетических творений и Житий святых и в том же году послал его в Высоцкий монастырь (оригинал сборника не сохранился, но исследователям известны два списка, передающие послесловие оригинала XVI в.). Посылка сборника, видимо, была приурочена к отправке в монастырь Высоцкого чина. В «Слове» говорится, что Афанасий Высоцкий Старший, находясь в Константинополе, послал в Высоцкий монастырь некоего иеромонаха Виктора, который вручил серпуховскому игумену Афанасию Высоцкому Младшему семь икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и пророка Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. По словам автора «Слова», в его время семь икон были целы и находились в соборном храме монастыря над царскими вратами. После 1920 г. шесть икон Высоцкого чина хранятся в Третьяковской галерее, одна – в Русском музее. Большинство исследователей считают, что именно Афанасий Высоцкий Старший в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное». Атрибуция Афанасию Высоцкому Старшему этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в двух списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря (1428 г.), другой – из Троице-Сергиевой обители (1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях. В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий Старший «с миром к Господу отиде». В середине 1650 гг. его имя без указания дня памяти включил в свой Месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде». Афанасий Высоцкий Старший упоминается также в списках «Описания о российских святых» (конец XVII – XVIII вв.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева). В иконописном подлиннике конца XVIII в. об облике Афанасия Высоцкого Старшего сказано: «Сед, брада поуже и покороче Власиевы, ризы преподобническия». Наиболее ранние изображения святого сохранились в цикле миниатюр лицевого рукописного «Жития» Сергия Радонежского (1580 – начало 1590 гг.), посвящённых основанию Высоцкого монастыря, в частности, на миниатюре «Преподобный Сергий благословляет преподобного Афанасия Высоцкого на игуменство»: Афанасий Высоцкий Старший представлен в монашеской мантии и клобуке, с остроконечной бородой средней длины.

 



 
PR-CY.ru