Словарь по христианству А АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший (ум. между 1401 и 1412/1414 гг.) – первый игумен серпуховского монастыря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком», ученик Сергия Радонежского, преподобный (память 12 сентября, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых). Основными источниками сведений о нём являются «Житие» преподобного Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре (Серпуховский музей-заповедник). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об Афанасии Высоцком Старшем, в значительной своей части ошибочные, например, он отождествляется с Константинопольским патриархом Афанасием III Пателларием (1634 и 1652 гг.). «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что его автор – Карион (Истомин). Однако, по мнению исследователей, подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», Афанасий Высоцкий Старший в миру носил имя Андрей, был сыном священника Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришёл в монастырь Сергия. В одной из старших редакций «Жития» Сергия об Афанасии Высоцком Старшем сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости». В 1374 г. преподобный Сергий помог князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство Афанасия Высоцкого Старшего. Около 1381/1382 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был Афанасий Высоцкий Старший) обратился к митрополиту Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли монастырю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае, не позднее 1382 г.) были написаны «Ответы» святителя Киприана. Известны две рукописи письма Афанасия Высоцкого Старшего: «Паремийник» (Российская государственная библиотека, вторая половина XIV в.), в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты его автографом), и «Пандекты» Никона Черногорца (Исторический музей, 1381 г.), где Афанасий Высоцкий Старший поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов церкви и из Патериков. В 1382 г. Афанасий Высоцкий Старший оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом Афанасия Высоцкого Младшего, и ушёл вместе с изгнанным митрополитом Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митрополит Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но Афанасий Высоцкий Старший ответил: «Келия се ми луче онех честных».

 



 
PR-CY.ru