АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ - Страница 2

В Уставе 1621 г. московского Успенского собора, составленном при патриархе Филарете, в число общерусских святых, с оговоркой «аще волит патриарх», был включён и Амфилохий Глушицкий, но в последующих уставах (1666–1743 гг.) эта запись не встречается. Видимо, Амфилохий Глушицкий был канонизирован только к местному почитанию. В 1640 г. на месте погребения преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицкого купец Бахтеяр Булгаков со своими детьми Иваном и Василием устроили раку, в 1645 г. некий Иван Полиевктов пожертвовал резной подсвечник для раки. Всё это свидетельствует о местном почитании святых в XVII в. Память «преподобного отца Амхилохия, Глушицкаго чюдотворца» отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650 гг. и в Коряжемских святцах 1621 г. В конце XVII в. написана общая служба преподобным Дионисию и Амфилохию, составленная на основе общей преподобнической службы применительно к полиелею. В 1744–1745 гг. вместо древней Предтеченской церкви в Сосновецком монастыре был построен каменный храм с двумя престолами: во имя св. Иоанна Предтечи и в честь святых Дионисия и Амфилохия Глушицких. В новом храме рака над погребением святых находилась в середине церкви. В настоящее время от Предтеченского храма остался только фундамент; место, где под спудом находятся мощи преподобных, можно указать приблизительно. В Покровском монастыре сохранился деревянный Покровский храм, в котором иногда совершаются богослужения, в том числе молебны преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким. Амфилохий Глушицкий обычно изображался вместе с Дионисием Глушицким и уподоблялся ему, что отмечено и в иконописных подлинниках: «Подобием аки Дионисий Глушицкий, надсед, брада аки Василия Кесарийского, ряска вохра» (Библиотека Академии Наук, последняя четверть XVII в.); указывается, что святой «подобием надсед, брада аки Василия Великаго, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток». В Строгановском лицевом подлиннике он изображён дважды (11 октября и 1 июня – вместе с Дионисием в день его памяти): в монашеском одеянии, с благословляющей десницей, с левой покровенной рукой или со свитком. В среднике вологодской иконы второй половины XVII в. (Вологодский музей-заповедник) Глушицкие чудотворцы предстоят в молении Спасителю, вокруг 18 клейм с сюжетами «Жития» Дионисия, в некоторых изображён Амфилохий Глушицкий. На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный – преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» середины XVIII в. (музей Андрея Рублёва) святые представлены на фоне условного пейзажа, у Амфилохия Глушицкого в руке свёрнутый свиток. На прориси с образа XVIII в. (Русский музей) молящиеся Спасу Эммануилу преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие поддерживают руками обитель с пятиглавым собором. Редкий пример введения образа Амфилохия Глушицкого в деисусный чин иконостаса – икона конца XVII в. (Вологодский музей-заповедник) из деревянной церкви Успения Богородицы Александрова Куштского монастыря.



 
PR-CY.ru