АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ (ум. около 1390 г.) – святой благоверный князь Смоленский (память 27 октября, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых). «Житие» Андрея Переяславского (XVII в.) представляет собой выписку из «Жития» преподобного Даниила Переяславского с небольшим вступлением. «Житие» Даниила было составлено, по мнению одних исследователей, в 1562–1563 гг. (Николай Николаевич Покровский), по мнению других – в 1556–1563 гг. (Сергей Иванович Смирнов, Ольга Андреевна Белоброва) духовником царя Ивана IV Васильевича будущим митрополитом Московским Афанасием, который родился в Переяславле (современный Переславль-Залесский), в 1530–1549 гг. был настоятелем соборной церкви города, свидетелем жизни преподобного Даниила и его учеником. Автор «Жития» не смог ничего сообщить о начальной поре жизни Андрея Переяславского, т.к. святой скрывал своё происхождение. Около 1360 г. он как бедный странник пришёл в Переяславль и поселился при церкви в честь святителя Николая у городских ворот, через некоторое время стал пономарём и в течение тридцати лет нёс это послушание. Когда он преставился, на теле его нашли золотую цепь и перстень – знаки княжеского достоинства, железные вериги – знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее». Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты великим князем Иваном III Васильевичем, который дал за них в церковь святителя Николая ругу. Вероятно, именно тогда была составлена служба Андрею Переяславскому, написана икона (т.е. совершено местное прославление), в церкви хранились вериги святого. Исходя из текста записки, архиепископ Филарет (Гумилёвский) предполагал, что Андрей Переяславский был сыном Смоленского князя Фёдора Слепого Фоминского, современника великого князя Симеона Гордого (ум. в 1353 г.). Смоленское княжество было тогда раздроблено на мелкие части, раздел любого наследства между Смоленскими князьями (их было в одно время 17) сопровождался завистью и ссорами. Предполагаемый отец Андрея Переяславского (Фёдор Слепой ) ушёл в Тверь, а сам Андрей Переяславский избрал путь уничижения, нищеты, тайного подвижничества и молитвы. Во времена преподобного Даниила (1453–1540 гг.), возможно, по причине запустения церкви святителя Николая, празднование памяти Андрея Переяславского уже не совершалось.

 



 
PR-CY.ru