Словарь по христианству А АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ РАДОНЕЖСКИЕ

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ РАДОНЕЖСКИЕ

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ ОСЛЯБЯ РАДОНЕЖСКИЕ – преподобные (память 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых). Александр был брянским боярином, Андрей был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 августа 1380 г. московский  князь Дмитрий Иванович испросил у Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду – исследователи определённо сказать не могут). Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золочёных шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия и воодушевил русские войска. Древнейший рассказ о битве – «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце, Симеоновской летописи), а также летописная «Повесть о Куликовской битве» (в Новгородской IV и Софийской I) – сообщает о гибели на Куликовом поле только Александра. Наиболее полный рассказ об Александре и Андрее, начиная с посещения князем Дмитрием Донским Троице-Сергиева монастыря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Андрея в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище» («Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова). В документах, относящихся к 1390–1393 гг., встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси Киприана, «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф – в числе бояр у Киевского митрополита Фотия в 1425 г. Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра. Но всё это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов.

 



 
PR-CY.ru