Словарь по христианству А АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ

АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ – первый игумен смоленского Авраамиева монастыря в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне, подвизался в последней четверти XII – первой четверти XIII в.; преподобный, память 21 августа и в Соборе Смоленских святых. Все сведения о нём содержатся в «Житии», написанном его учеником Ефремом вскоре после кончины преподобного. Согласно «Житию», Авраамий Смоленский был из числа приближённых смоленского князя, очевидно, Романа Ростиславича (1159–1180 гг., с перерывами). После смерти родителей Авраамий Смоленский принял монашество в Успенском монастыре на Селище под Смоленском, где по настоянию игумена был рукоположён во иеромонаха при «князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа» (вероятно, Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в 1197–1214 гг.; по мнению исследователей, усматривать здесь указание на киевское княжение Мстислава Романовича в 1214–1223 гг. затруднительно по хронологическим соображениям). Уже здесь Авраамий Смоленский прославился не только иноческими подвигами и неутомимой пастырской деятельностью, но и необыкновенной начитанностью, сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг. Его проповеди пользовались большим успехом и, очевидно, отличались суровой аскетической направленностью, чем, по-видимому, объясняется острейший конфликт, в котором он оказался практически со всем духовенством Смоленска, включая и епископа Игнатия. Судя по всему, священноначалие было смущено атмосферой экзальтации вокруг преподобного, которого многие «пророком нарицающе». В этой связи показательны сюжеты икон, собственноручно написанных Авраамием Смоленским: «Страшный Суд Второго пришествия» и «Испытание воздушных мытарств» (не сохранились); вероятна принадлежность перу Авраамия Смоленского «Слова о небесных силах... и о исходе души». Игумен запретил ему проповедовать («ты же престани уча»), после чего Авраамий Смоленский был вынужден сначала удалиться в смоленский Крестовоздвиженский монастырь, а затем даже подвергнут публичному суду епископа и, несмотря на оправдание князем, запрещён в служении и возвращён в пригородную обитель на Селище. Характерны выдвинутые против него обвинения в ереси и чтении отречённых писаний («глубинныя книгы почитаеть»).

 



 
PR-CY.ru