АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской области, близ озера Неро. Согласно «Житию» преподобного Авраамия Ростовского, монастырь был основан святым на месте языческого капища. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 г., под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании монастыря и о его постройках существуют с XVI в. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление, среди архимандритов обители были будущие Ростовские архиереи Игнатий (ум. в 1288 г.), митрополит Иона (Сысоев; ум. в 1690 г.). Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 г., по которым необщежительный Авраамиев ростовский монастырь был отнесён ко второму классу. Первые сведения о строительстве в монастыре относятся к XVI в. и связаны с возведением каменного собора в честь Богоявления. Этот храм, созданный, согласно описи начала XVII в., около 1554/1555 г., может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царём Иваном IV Васильевичем после взятия Казани (1552 г.). Богоявленский собор является одним из первых многопрестольных храмов середины XVI в., в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей. К пятиглавому четырёхстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объёмы приделов: у юго-восточного угла собора – шатровый храм преподобного Авраамия Ростовского, у юго-западного – церковь-колокольня апостола Иоанна Богослова, у северо-западного – бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного. Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы середины XVI в. Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове. Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами «новых» чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547–1549 гг. Мощи преподобного Авраамия Ростовского находились до закрытия монастыря на северной стороне Авраамиевского придела, а в настоящее время почивают в Спасо-Яковлевском Димитриевском мужском монастыре. Рядом с мощами хранилась другая святыня обители – крест преподобного Авраамия, который, как полагают, служил навершием трости, принадлежавшей преподобному.

 



 
PR-CY.ru