АЛЕКСЕЙ I КОМНИН - Страница 2

Критически настроенный к Алексею I Комнину историк Иоанн Зонара отмечал, что этот император «видел себя не правителем, а господином, империю же считал и называл собственным домом». В подавляющем числе византийских источников (особенно в «Алексиаде») Алексей I Комнин (равно как и его жена Ирина) представлены строгими ревнителями благочестия, уделяющими много времени богословским проблемам. Знаменательно, что сама Анна, прекрасно по тому времени знакомая с античной культурой, была вынуждена заниматься «грамматикой и поэзией» тайно от родителей. «Антиэллинская» позиция императора проявилась сразу же после его прихода к власти. Уже в 1082 г. состоялся суд над Иоанном Италом (ум. после 1082 г.), учеником Михаила Псёлла и его преемником в звании ипата философии, который обвинялся, прежде всего, в том, что придерживался «эллинских» учений. В 1095 г. последовало инициированное Алексеем I Комниным осуждение некоего Нила, ложно трактовавшего проблему ипостасного соединения божественной и человеческой природы Христа; затем за сходные заблуждения был анафематствован Феодор Влахернит. Судя по сообщениям Анны, исследователи делают вывод, что Алексея I Комнина особенно тревожило, что оба еретика оказались вхожи в дома многих знатных константинопольцев. В его правление состоялся суд над богомилом Василием (последние годы XII в.). Император активно участвовал в разбирательстве. Дело закончилось осуждением еретика на публичное сожжение (описание этой редкой для Византии казни Анна представляет в «Алексиаде» в подробностях). Как свидетельствуют современники, император сознательно принял на себя роль защитника истинной христианской веры. Это же подтверждает и обращённая к патриарху и Синоду новелла 1107 г., начинающаяся с констатации большой опасности, которой подвергаются церковь и души верующих. Именно осознание этой опасности заставляет Алексея I Комнина озаботиться решением вопросов внутрицерковной жизни, и особенно организации клира. Многие проблемы, связанные с этой новеллой, остаются для исследователей дискуссионными, однако им ясно, что император видит себя в качестве оплота православия. В этой связи не случайно, что именно по его инициативе около 1110 г. монах Евфимий Зигавин (около 1050 – около 1122 гг.) написал сочинение «Догматическое всеоружие», не столько излагающее основы истинной веры, сколько опровергающее ереси. В самом начале царствования Алексей I Комнин был вынужден ввиду полной опустошённости казны прибегнуть к конфискации церковного имущества, что вызвало крайне негативную реакцию многих церковных деятелей во главе с Халкидонским митрополитом Львом.

 



 
PR-CY.ru