АГАФИЙ СХОЛАСТИК

АГАФИЙ СХОЛАСТИК (Миринейский; между 530 и 536 – между 579 и 583 гг.) – византийский историк и поэт. Учился в Александрии и Константинополе; после завершения юридического образования в столице стал адвокатом (отсюда прозвище). Литературную деятельность начал с поэтического изложения эротических мифов эпическим размером («Дафниака», девять книг, из которых ни одна не сохранилась), а также составил сборник имевших хождение в его время эпиграмм, добавив к ним и свои («Цикл новых эпиграмм», семь книг); более 100 эпиграмм Агафия Схоластика, в которых рядом с традиционными для античной эпиграммы сценами любви и застолья находятся сцены, взятые из Библии или Нового Завета, сохранились в «Палатинской антологии» (в их языке и стиле заметно влияние Нонна Панополитанского). Последним неоконченным сочинением Агафия Схоластика стала «История» («О царствовании Юстиниана», пять книг), описывающая войны империи с готами, франками и персами в период 552–557 гг., примыкающая к историческому сочинению Прокопия Кесарийского и формально продолжающая традиции античной историографии. Внимание автора направлено, прежде всего, на военно-политические события, историко-этнографические описания различных племён и сообщения о природных катастрофах. Вместе с тем «История» Агафия Схоластика содержит и важные сведения, относящиеся к событиям церковной жизни: разграбление христианских храмов в Италии германскими племенами и женских монастырей во Фракии гуннами. Кроме того, Агафий Схоластик упоминает о восстановлении после землетрясения в Константинополе купола храма Святой Софии при императоре Юстиниане I и описывает храмы в предместьях Константинополя (Влахерны и др.) и храм св. Стефана в Лазике. Заметный отпечаток на «Историю» наложили обстоятельства её написания (Агафия Схоластика от излагаемых им событий отделяли не менее 20 лет) и личность автора. Весьма большое значение он отводит стилистической обработке своего сочинения и дидактической стороне событий в её христианском понимании, что, по мнению современных исследователей, часто влияет на объективность информации. Христианские взгляды автора (так же как и его веротерпимость) проявляются при описании Агафием Схоластиком верований различных племён. Наконец, весьма часто Агафий Схоластик прерывает историческое повествование, чтобы рассказать о собственных мыслях и переживаниях, о событиях, очевидцем которых он явился, или чтобы просто пожаловаться на свои беды. «История» Агафия Схоластика пользовалась популярностью в Византии: Менандр Протиктор (VI в.) написал её продолжение (с 558/559 по 582 гг.), ей пользовались Евагрий Схоластик, Иоанн Епифанийский, Феофан Исповедник, она послужила образцом для исторического сочинения Льва Диакона (X в.).

 
PR-CY.ru