АППОНИЙ

АППОНИЙ (ум. в начале V в.) – латинский церковный писатель, экзегет, автор «Толкования на Песнь Песней в 12-ти книгах» (около 405–410 гг.). Скудные биографические сведения о нём содержатся, главным образом, в этом единственном сочинении Аппония, написанном им уже в преклонном возрасте. В заключительном колофоне булоньской рукописи (первая половина VIII в.) сокращённой версии «Толкования», сделанной монахом Бургиндом, Аппоний назван «святым аббатом». Судя по богословской терминологии Аппония (близкой Зенону Веронскому и Петру Хрисологу) и использовавшейся им старолатинской версии Псалтири, он, скорее всего, подвизался в Северной Италии (Б. де Врежий, Л. Нейран). Й. Витте выдвинул версию о сирийском происхождении Аппония, указывая на его ошибки в латинском языке и употребление несвойственных латыни синтаксических конструкций и аллитераций, характерных преимущественно для семитской литературы. Однако синтаксические семитизмы вполне могут быть объяснены влиянием языка Священного Писания, а грамматические ошибки – тем, что Аппоний ориентировался не на классические образцы, а на живую народную речь. Исследователи допускают, что Аппоний был крещёным иудеем, т.к. очевидно, что он был непосредственно знаком с методами иудейской раввинистической экзегезы, хотя и не знал древнееврейского языка. Не владел он и греческим, о чём свидетельствует его незнание грекоязычной христианской литературы, не переведённой на латынь. С западной святоотеческой традицией Аппоний, напротив, был хорошо знаком (Амвросий Медиоланский, Амброзисастер, менее вероятно – Тертуллиан, Киприан Карфагенский). В своём толковании он опирался на текст Вульгаты и Vetus Latina. Притом что Аппоний был хорошо знаком с различными традициями экзегезы, его толкования отличаются оригинальностью. Единственный автор, оказавший на него сильное влияние, – это Ориген, произведениями которого он пользовался в переводах Иеронима Стридонского и Руфина. Круг тем, рассматриваемых Аппонием, достаточно широк: это не только сугубо экзегетические и богословские вопросы, но и проблемы отношений христианства и античной культуры, история церкви. Его стиль отличается некоторой тяжеловесностью (сам он называет свой труд «невежественным и грубым»). Стремясь следовать языку Священного Писания, Аппоний использует и классические риторические приёмы. Для удобства комментария он разделяет весь текст Песни Песней на 150 стихов. Эпилог представляет собой краткий пересказ содержания произведения. Каждая книга оканчивается кратким славословием. В учении о Пресвятой Троице он является последовательным сторонником Никейского вероопределения. Наиболее важной и сложной проблемой его триадологии является вопрос об исхождении Святого Духа. В одном месте автор «Толкования» утверждает, что Святой Дух «воистину исходит от Гласа и Слова, т.е. от Отца и Сына». Исследователям не ясно, понимал Аппоний это «исхождение» в плане внутреннего отношения между Лицами Пресвятой Троицы (как предполагал Адольф фон Гарнак) или в смысле обретения Святого Духа верующими (как считали Й. Витте, де Врежий и Нейран); Бертрам Штубенраух усматривал оба эти аспекта. Высказывания об исхождении Святого Духа от Отца и Сына в смысле Божественного домостроительства встречаются у Аппония ещё три раза и вполне согласуются с предшествующей богословской традицией западной церкви.

 



 
PR-CY.ru