АЛТУЗИЙ Иоганн

АЛТУЗИЙ Иоганн (1557–1638 гг.) – немецкий юрист и политический мыслитель, создатель учения о государстве, обществе и народном суверенитете кальвинистского толка. Учился в Кёльне и Женеве, закончил образование в Базеле, где в 1586 г. защитил докторскую диссертацию по юриспруденции. Тогда же Иоганн Алтузий опубликовал своё первое сочинение, написанное под влиянием логического метода французского философа Пьера де ла Раме (1515–1572 гг.), «Об искусстве римской юриспруденции, методически изложенной», в двух книгах. Позднее вышло расширенное издание в трёх томах под названием «Decaelogica». В 1586 г. Иоганн Алтузий получил приглашение из кальвинистского университета г. Херборн (Германия) и, переехав туда, в 1588 г. стал профессором и синдиком (юрисконсультом) университета. В 1603 г. опубликовал свой главный труд «Политика, изложенная методически и проиллюстрированная примерами Божественного и человеческого» (окончательный вариант в издании 1614 г.). По определению Иоганна Алтузия, политика – это учение о совместной жизни людей, имеющей определённые правила. Для характеристики общества он использовал понятие «consociatio symbiotica» – объединение, союз для взаимополезного сожительства. По Иоганну Алтузию, совместная жизнь людей возникает не только благодаря Божественному установлению, но и в силу их природного стремления регулировать свои взаимоотношения на основе общественного договора, целью которого является благочестивое сообщество. Там, где утверждается справедливый порядок, совокупность правил совместной жизни образует ius symbioticum – право, обязательное для всех членов сообщества. Носителем верховной власти (суверенитета) в обществе объявляется сам народ. Хотя правители и получают свою власть путём договора с народом, соглашение может быть расторгнуто, если властители станут злоупотреблять делегированными функциями. Прилагая свою теорию к реальной жизни, Иоганн Алтузий объяснял политико-правовое устройство Римско-Германской империи как господство императора, основой которого является договор о власти и подчинении, заключённый с представителями народа-суверена – курфюрстами (князьями – выборщиками императора). Иоганн Алтузий предусматривал обязательность выборных должностных лиц – эфоров, первейший долг которых – избирать от имени народа того или тех, кто стоит во главе государства, и защищать права и свободу народа. Разделение властных функций, взаимный контроль высшей власти и эфоров позволяют, по мысли Иоганна Алтузия, сохранять в государстве добрый порядок. Основные тезисы он аргументировал примерами из Священного Писания, античных авторов и современной истории. «Политика…» вызвала международный резонанс и дискуссии, за 50 лет она переиздавалась семь раз. Идеями Иоганна Алтузия заинтересовался магистрат кальвинистского г. Эмдена (Германия), отстаивавший независимость своего города от соседей – графов-лютеран. В 1604 г. Иоганн Алтузий был приглашён в Эмден на должность синдика города, где он и жил до своей кончины.

 
PR-CY.ru