АНДРЕЙ, Ухтомский Александр Алексеевич - Страница 4

Предпосылками приходской реформы, по мнению Андрея, должны были стать широкая автономия приходов во всём, что касается их внутренней жизни (в том числе выборность духовенства), и нравственная безупречность пастырей. Обязательным для пастырского служения он считал «полное нравственное его (священника) объединение с приходом, когда пастырь живёт горем и радостью своей паствы». Андрей сочувственно отнёсся к Февральской революции 1917 г., являлся одним из немногих православных епископов, одобрявших отделение церкви от государства. В 1917 г. выдвигался кандидатом в члены Учредительного собрания от уфимских православных приходов. На съезде духовенства Уфимской епархии 30 апреля 1917 г. был принят проект «Устава православных приходов Уфимской епархии», в основе которого лежали идеи Андрея: объединение верующих в общину, выборность клира, приходская благотворительность, реализация высоких этических идеалов христианской жизни и проч. По инициативе обер-прокурора Владимира Николаевича Львова (1872–1930 гг.), видевшего в Андрее, прежде всего, либерального архиерея, Уфимский епископ 14 апреля 1917 г. был введён в состав нового Святейшего Синода. При поддержке В.Н. Львова и Михаила Владимировича Родзянко (1859–1924 гг.) Андрей стал одним из кандидатов на Петроградскую кафедру, являлся членом Предсоборного совета и Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг. Был разочарован деятельностью Собора как не решившего, по его мнению, проблему церковного строительства, но избрание патриарха считал великим событием. Очень важной для Андрея являлась идея примирения Русской церкви со старообрядчеством. В старообрядческих общинах он находил элементы идеальной приходской жизни: независимость от государства, единение верующих вокруг прихода, древнее благочестие, сохранение традиций древнерусской богослужения и проч. Андрей полагал, что «для оживления засохшего ствола синодальной церковности необходима старообрядческая прививка», высоко ценил единоверие. На Поместном Соборе 1917–1918 гг. поддержал инициативу делегатов от единоверцев священника Симеона Шлеева (впоследствии священномученик епископ Симеон) и своего брата Алексея Алексеевича Ухтомского (впоследствии академик Академии наук СССР) о даровании единоверцам епископа. 31 мая 1917 г. вместе с епископом Угличским Иосифом (Петровых) и священником Симеоном Шлеевым Андрей присутствовал на Соборе старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии, который проходил на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору, имел длительные беседы со старообрядческими архиереями. На предложение единоверцев о воссоединении старообрядцы ответили, что оно «в настоящее время неосуществимо и даже вредно для чистоты древнего благочестия». В том же году Андрей председательствовал на единоверческом съезде в Нижнем Новгороде. После Октябрьской революции первоочередную задачу церковной жизни он видел в усилении автономии приходов, что позволило бы путём обособления и развития общинно-хозяйственной жизни спасти верующих от растлевающего влияния большевизма.

 



 
PR-CY.ru