АРТЕМЬЕВ Пётр

АРТЕМЬЕВ Пётр (70 гг. XVII в. – 1700 г.) – православный диакон-расстрига, перешедший в католичество, писатель. Родился в семье православного священника Артемия. После 1685 г. поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где учился у братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. В 1688 г. вместе с Иоанникием Лихудом уехал в Венецию, посетил Рим, учился в католических школах. Под влиянием иезуитов тайно перешёл в католичество, впоследствии объяснял свой поступок, в частности, высоким авторитетом папы и духовенства у католиков. После возвращения в Москву в 1691 г. был рукоположён во диаконы к Петропавловской церкви в Новомещанской слободе. В 1697 г. священник этой церкви написал донос патриарху Адриану (1690–1700 гг.), в котором сообщал, что Пётр Артемьев в храме читал католические молитвы и произносил поучения, в которых «похвалял в вере поляки, ляхи, литву», соблюдал католические посты, носил на себе образ Антония Падуанского, придерживался католических взглядов в вопросах об исхождении Святого Духа и о времени пресуществления Святых Даров, исповедовался и причащался у иезуитов, осуждал преследование старообрядцев и проч. Петра Артемьева запретили в служении, однако он продолжал проповедовать в частных домах, вокруг него собрался кружок из светских и духовных лиц, среди которых было два католических священника. Пётр Артемьев резко критиковал взгляды идеолога «грекофильства» инока Чудова монастыря Евфимия, который наряду с Лихудами возглавлял «грекофилов» в их спорах с «латинствующими», происходивших в конце 1670–1680 гг. После вторичного доноса на Петра Артемьева в мае 1698 г. патриарх отправил его в заключение в Новоспасский монастырь, где Пётр Артемьев написал «тетради» с подробным изложением своих взглядов. В «тетрадях» также содержались обвинения против Лихудов, в частности, в том, что Иоанникий Лихуд тайно придерживался католичества. Возможно, его свидетельства были одной из причин заключения Лихудов в Новоспасском монастыре в 1698 г. На Соборе в июле 1698 г. Пётр Артемьев был осуждён, расстрижен и сослан в архиерейский монастырь в Холмогорах под надзор архиепископа Афанасия (Любимова). Поскольку он упорствовал в своих взглядах, 11 сентября того же года его сослали в Соловецкий монастырь, где он вскоре скончалс  (сведения о его пребывании на Соловках и о кончине содержатся в рукописи БАН, где сообщается, что незадолго до смерти Пётр Артемьев отрекся от «латинского заблуждения»). Все материалы, касающиеся его биографии, и его сочинения собраны в рукописи (конец XVII в.), включающей в себя письма Петра Артемьева к отцу (с отпечатком религиозной экзальтации в духе католических мистических сочинений), выдержки из дневника, который Пётр Артемьев вёл во время пребывания за границей, осудившие его соборные акты (статьи «На еретика Петра роздиакона» содержатся в сборнике Исторического музея). Сохранились 11- и 13-сложные силлабические вирши, посвящённые Спасителю, Богоматери, святым Иоанну Предтече, Иосифу, Иоакиму и Анне, а также царю и пещи как символу геенны огненной, которые Пётр Артемьев писал в холмогорской тюрьме «по обоконьям по дереву». По предположению историка Ильи Александровича Шляпкина (1858–1918 гг.), стихи, посвящённые Богоматери, являются переводом латинской молитвы.

 
PR-CY.ru