Словарь по христианству А АНДРЕЕВ Феодор Константинович

АНДРЕЕВ Феодор Константинович

АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887–1929 гг.) – протоиерей, идеолог «иосифлянства», богослов. Родился в купеческой семье, закончил реальное училище (1905 г.), три курса Института гражданских инженеров, в 1909 г. экстерном – Московскую духовную семинарию, в 1913 г. – Московскую духовную академию. Во время учёбы в академии был членом «Кружка ищущих христианского просвещения», что сыграло важную роль в его становлении как мыслителя, тяготевшего к устроению жизни на православных началах; с руководителем кружка Михаилом Александровичем Новосёловым (1864–1938 гг.) Ф.К. Андреев познакомился по рекомендации профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии Ивана Павловича Щербова до поступления в Московскую духовную академию. В 1913 г. Ф.К. Андреев выступил в «Кружке» с докладом «Учение св. Иринея Лионского о воскресении тел» (опубликовано под названием «Тело будущее»), в котором, проследив отношение к смерти в дохристианских представлениях, основное внимание уделил церковному учению о воскресении. В «Кружке» Ф.К. Андреев прослушал курс лекций о Священном Писании Фёдора Дмитриевича Самарина, племянника публициста и философа-славянофила Юрия Фёдоровича Самарина (1819–1876 гг.), что во многом определило выбор Ф.К. Андреевым темы кандидатской диссертации – «Ю.Ф. Самарин как богослов и философ», защищённой 10 июня 1913 г. Научным руководителем Ф.К. Андреева был профессор Московской духовной академии Алексей Иванович Введенский, рецензентами – профессор Сергей Сергеевич Глаголев (1865–1937 гг.) и священник Павел Александрович Флоренский (1882–1937 гг.), который оказал сильное влияние на формирование основных богословских идей Ф.К. Андреева (в Архиве Павла Флоренского сохранились около 70 писем Ф.К. Андреева; все опубликованные до 1917 г. работы Ф.К. Андреева появились в журнале «Богословский вестник», редактором которого был о. Павел). По решению Совета Московской духовной академии Ф.К. Андреев должен был переработать кандидатскую диссертацию в магистерскую и издать в виде монографии, в которой он предполагал изложить историю раннего славянофильства. Магистерская диссертация не была закончена; в 1930 г., при аресте вдовы Ф.К. Андреева по делу «Всесоюзного центра “Истинное Православие”», диссертация вместе со всеми рукописями Ф.К. Андреева была конфискована, в архиве семьи Андреевых сохранились подготовительные материалы. Ф.К. Андреев воспринимал славянофильство как основную традицию русского умозрения. Это представление отражено в его рецензии на сборник сочинений Константина Сергеевича Аксакова (1817–1860 гг.) и особенно в исследовании «Московская Духовная Академия и славянофилы», в котором Ф.К. Андреев раскрыл глубокую внутреннюю связь славянофильства с православием.

 



 
PR-CY.ru