Словарь по христианству А АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей

АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей

АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей (1745–1809) – старообрядческий выговский писатель и наставник. В Выговское общежительство переселился в конце 1770 гг. и прожил там около 30 лет. В 1791–1809 гг. – настоятель мужского общежительства на Лексе. В 1801 г. его «рачением» в Ярославле для этой обители был отлит 50-пудовый колокол с вкладной надписью по краю. Тимофей Андреев – активный участник литературной жизни Выговской пустыни. В конце 1770 – начале 1780 гг. написал программное сочинение для периода возрождения духовной жизни обители – слово на текст из послания апостола Павла «Помните наставники ваша» (Евр. 13:7), в котором нашло выражение новое отношение к основателям пустыни: их жизнь и деятельность стали символом славы общежительства. Теме почитания наставников посвящены также слово-воспоминание об Андрее Денисове, похвальное слово Корнилию Выговскому (конец 1770 – начало 1780 гг.), надгробное слово Андрею Борисову (1791 г.). Исследователи полагают, что перу Тимофея Андреева принадлежит «Житие Семёна Денисова», написанное в конце XVIII в. на основе многочисленных письменных источников и устных свидетельств, сохранившихся среди братии. Тимофей Андреев уделял большое внимание воспитанию паствы, в частности, его волновало проникновение мирских обычаев в монастырскую жизнь. В 1780 г. он написал сочинение «О новомодном платье и носящих длинные власы», в котором на основе обширных выписок из Священного Писания осуждались старообрядцы, допускающие обмирщение своего внешнего вида. По свидетельству историка и писателя Павла Онуфриева Любопытного (Платона Львовича Светозарова; 1772–1848 гг.), Тимофей Андреев составил обличение на ту часть «Розыска о раскольнической брынской вере» святителя Димитрия Ростовского (Данилы Саввича Туптало; 1651–1709 гг.), в которой защищается брадобритие. В конце 1770 – начале 1780 гг. Тимофей Андреев продолжил эпидейктическое направление выговской литературной школы: создал слова на Рождество Христово, Покров Богоматери, неделю цветную, Собор архангела Михаила. В 1780 г. он произнёс слово на построение женской больницы в Лексинском женском монастыре. Тимофей Андреев как наставник и как писатель внёс большой вклад в возрождение духовной и литературной жизни Выговской пустыни. К 1796 г. относится его небольшое историческое сочинение «О начале раздора федосеевым с Выгорецким общежительством и о причине того, чесо ради оный бысть», в котором с точки зрения поморского согласия изложена начальная история федосеевцев. По свидетельству Павла Любопытного, Тимофей Андреев написал также «историю» о старце Филиппе, посвящённую обстоятельствам выделения филипповского согласия из поморского. Тимофей Андреев вёл переписку с представителями других общин и согласий – наставником архангельской поморской общины Андреем Ивановичем Крыловым (1747–1810 гг.), федосеевцами И. П. Дашиловским и Петром Фёдоровым (сохранились отдельные послания). В своих посланиях он выступал за прекращение разделения внутри старообрядчества. Тимофею Андрееву принадлежит несколько догматическо-полемических сочинений, свидетельствующих об обширной начитанности автора и его твёрдой поморской (выговской) позиции во внутристарообрядческой полемике последней четверти XVIII в.: «О несогласии новых книг с древними», «Возражение на тетради, запрещающие записываться в число раскольников и платить двойной оклад», «Возражение на утверждение нынешних браков» – против допущения невенчанных браков (однако позже Тимофей Андреев признал такой брак возможным и требовал только созыва собора для установления способов его совершения), «О времени и летах явления антихриста». Ему приписывалось авторство обширного сборника «Щит веры», содержащего ответы беспоповцев на 382 вопроса, предложенных поповцами ветковского согласия и касающихся еретической хиротонии; однако профессором Московской духовной академии Николаем Ивановичем Субботиным (1827–1905 гг.), издавшим вторую–четвёртую части этого сочинения, данная точка зрения подвергнута обоснованной критике.

 
PR-CY.ru