АНДРЕЕВ Леонид Николаевич

АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871–1919 гг.) – писатель антихристианского направления, драматург, публицист. Родился в семье землемера, в 1891 г. окончил орловскую гимназию. В 1891–1897 гг. учился на юридическом факультете сначала Санкт-Петербургского, затем Московского университетов. Литературный путь начинал в газете «Орловский вестник». С октября 1897 г. работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, выступал защитником в суде, работал судебным репортёром в «Московском вестнике», сотрудничал в газете «Курьер»: с ноября 1897 г. печатал судебные отчёты, с 1900 г. – фельетоны, с декабря 1901 г. заведовал беллетристическим отделом. С января 1903 г. – член Общества любителей русской словесности. В феврале 1905 г. находился в тюремном заключении за поддержку революционеров, освобождён под залог. С ноября 1905 г. жил в Германии, в Швейцарии, в Финляндии, на Капри. В мае 1907 г. вернулся в Россию. С августа 1916 г. заведовал отделом беллетристики, критики и театра в газете «Русская воля» и жил в Петрограде. Февральскую революцию 1917 г. встретил восторженно, Октябрьскую революцию воспринял отрицательно и в конце октября 1917 г. вернулся в Финляндию. В феврале 1919 г. написал статью «S.O.S.», где призывал правительства США, Англии и Франции не сотрудничать с Советской Россией. Незадолго до смерти собирался совершить поездку по США с лекциями против большевиков. На протяжении жизни Л.Н. Андреев был тесно связан с оппозиционными политическими течениями и кругами: в молодости – с революционно настроенным студенчеством, в эпоху революции 1905 г. – с социал-демократами. Известность ему принёс рассказ на пасхальную тему «Баргамот и Гараська» (1898 г.), который был замечен Максимом Горьким, издавшим на свои средства первый сборник Л.Н. Андреева «Рассказы» в издательстве «Знание» (1901 г.). До 1907 г. Л.Н. Андреев активно печатался в сборниках товарищества «Знание», его даже причисляли к «подмаксимникам» (эпигонам М. Горького) – писателям обличительного направления, близким к социал-демократическим и большевистским кругам, которые видели в борьбе с религией гражданскую доблесть (о влиянии Горького на Л.Н. Андреева говорит их многолетняя переписка). Большинство «знаньевцев» были писателями-реалистами, однако Л.Н. Андреев не столько воспроизводил действительность, сколько видоизменял её в соответствии с авторским отношением к изображаемому. Он развивал теорию существования «двух действительностей» – «правды факта» и «образа факта» (последний являлся отражением реальности в сознании писателя). Творчество Л.Н. Андреева считается началом экспрессионизма в России – творческого метода, основанного на утрировании деталей и подробностей, благодаря чему достигается особая выразительность. Его писательская манера, его интерес к философии Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше сближали его с враждебными «знаньевцам» писателями-символистами.

 



 
PR-CY.ru