АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ - Страница 2

В проложном «Житии» преподобный описан как человек среднего роста, «излише сухой», круглолицый, с «тихими» глазами, круглой бородой по грудь, с тёмно-русыми, наполовину седыми волосами. Александр Куштский преставился в воскресный день после совершения литургии и Причастия Святых Таин. По завещанию его тело было положено вне церкви Успения у южной стороны алтаря. Вскоре на могиле преподобного выросла рябина. У крестьянского мальчика, отломившего с неё ветку, сильно разболелась рука. Мальчик выздоровел после того, как помолился Александру Куштскому и приложился к его гробу (это было первое посмертное чудо святого). Местные жители брали ягоды с рябины и получали исцеление. По причине множества чудесных исцелений (в большинстве случаев больных, одержимых душевными болезнями) в начале XVI в. Александра Куштского стали называть «преподобным Куштским чудотворцем». Служба ему составлена около 1575 г., её особенностью является то, что в ней тропари канона начинаются теми же словами, что и ирмосы. Другой вариант службы был составлен в XIX в., современная служба объединяет оба текста. Точная дата местной канонизации Александра Куштского неизвестна, исследователи считают, что она произошла не позднее 1575 г. – предполагаемого времени составления службы святому и «Жития». Память Александра Куштского отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина) 1650 гг., а также в печатном Прологе 1685 г. Его мощи почивают под спудом в Никольской церкви Куштского монастыря. В 1764 г. монастырь был упразднён, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в Александро-Куштском монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, Александром Куштским, вериги преподобного хранятся в приходском храме Афанасия Александрийского современного посёлка Устье (Усть-Кубинского района Вологодской области). Сохранилось сравнительно немного икон с образом Александра Куштского, созданных, в основном, на Русском Севере. В середине XIX в. его изображения находились в иконостасе и на крышке раки Успенской церкви Куштского монастыря. В иконописных подлинниках внешность святого уподобляется облику Сергия Радонежского или Кирилла Белозерского: «Рус, брада поуже Сергиевы, ряска вохра с белилы»; «Подобием надсед. Власы с ушей, брада аки Кирилла Белозерскаго, ризы монашеския». В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII в. Александр Куштский представлен в монашеском одеянии, правой рукой благословляет, в левой, покровенной, держит свиток. В среднике житийной иконы начала XVII в. из Афанасьевской церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии (Усть-Кубенский музей) преподобный изображён в полный рост, с благословляющей десницей и развёрнутым свитком в левой руке, вокруг 12 клейм его «Жития»: приход отрока Андрея в Спасо-Каменный монастырь и пострижение, основание Успенского монастыря, чудеса святого, его преставление и чудо с рябиной, выросшей над гробом. Аналогичный состав клейм воспроизведён на житийной иконе конца XVII – начала XVIII в. (Государственный Эрмитаж), где в среднике в облачных сегментах помещены образы Богородицы и Николая Чудотворца.



 
PR-CY.ru