АРСЕНИЙ I - Страница 2

В 1290 г., когда войска видинского болгарского правителя Шишмана ворвались на сербскую территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и Арсения I явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Около 1330 г. архиепископ Даниил I посвятил Арсению I капеллу собора в Пече. Кроме того, ему посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). Арсений I упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую церковь в грамотах архиепископа Саввы II (не позднее 1316 г.) и короля Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321 г.). В месяцесловах сербских печатных книг память Арсения I помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494 г.). Его мощи до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 гг. Карловацкий митрополит Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в монастырях Доволя, Ждребаоник (в настоящее время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей Арсения I пребывает в Крушедоле, другая часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиепископом Нестором в г. Харбин (Маньчжурия). Почитание Арсения I в России начинается на рубеже XIV–XV вв. в связи с распространением Иерусалимского устава. Тропарь и кондак Арсению I находятся в месяцеслове Псалтири с восследованием первой четверти XV в., которая является русским списком с рукописи, принадлежавшей митрополиту Киприану; помещены они и в тверском списке Иерусалимского устава 1438 г. Жития Арсения I в восточнославянской рукописной традиции неизвестны, но с 1470 гг. в списках Стишного Пролога новгородского (Спасо-Хутынский монастырь) и западнорусского (последняя четверть XV в.) происхождения под 28 октября встречается стих Арсения I (список аналогичный хутынскому использован и при составлении Великих Миней-Четьих). С середины XV в. известны и восточнославянские списки службы Арсению I (редакция архиепископа Даниила) в составе Миней служебных и праздничных, получившей к XVI в. достаточно широкое распространение и в Московской Руси и в Западнорусской (Киевской) митрополии. В середины XVI в. Арсений I был включён в число новых чудотворцев, общерусское почитание которых было установлено Собором 1549 г. Древнейшее Житие Арсения I (точнее, Слово об обретении мощей с элементами похвалы, по-видимому, современному событию) сохранилось в единственном списке рубежа XIII–XIV вв. в составе сербского нестишного Пролога, изданном Владимиром Алексеевичем Мошиным (1894–1987 гг.). Через полвека после преставления Арсения I его Житие было написано архиепископом Даниилом II (Старшим) как составная часть своеобразной сербской Степенной книги – «Житий королей и архиепископов сербских» (как отдельный памятник не встречается).

 



 
PR-CY.ru