Словарь по христианству А АЙНАЛОВ Дмитрий Власьевич

АЙНАЛОВ Дмитрий Власьевич

АЙНАЛОВ Дмитрий Власьевич (1862–1939 гг.) – русский исследователь раннехристианского и византийского искусства. В 1884 г. поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Новороссийского университета в Одессе; специализировался по истории искусств у Никодима Павловича Кондакова (1844–1925 гг.), став одним из самых видных его учеников и продолжателей идей; с 1890 г. был приват-доцентом Казанского университета, с 1902 г. – ординарным профессором; в 1903 г. Д.В. Айналов был избран ординарным профессором Санкт-Петербургского университета; с 1914 г. – член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Являлся членом Русского археологического и ряда других научных обществ, заведовал Музеем искусств и древностей в Санкт-Петербургском университете. Научную, преподавательскую и общественную деятельность Д.В. Айналов продолжал в России и после 1917 г. Усвоив лучшее, что было выработано русской иконографической школой, он сочетал знания в области истории и филологии с пристальным изучением памятников искусства, обогатил методы иконографического анализа (исследовал основные схемы и типы изображения) и христианской археологии историческим взглядом на традиции и эволюцию византийского искусства, связав изучение отдельных памятников с пониманием процессов развития художественной культуры в целом. Д.В. Айналов заложил основы стилистического анализа средневековых произведений искусства, которые были развиты исследователями следующего поколения: Виктором Никитичем Лазаревым (1897–1976 гг.), Михаилом Владимировичем Алпатовым (1902–1986 гг.), Германом Васильевичем Жидковым и др. Одним из первых обратился к эллинистическому Востоку как источнику и основе византийского искусства. В своей магистерской диссертации «Мозаики IV и V вв.» (1895 г.), посвященной проблеме происхождения византийского искусства, Д.В. Айналов пришёл к выводу, что уже в италийских монументальных мозаиках V в. (Рима, Неаполя, Капуи, Милана) складывался новый византийский стиль, источник которого следует искать в греко-римском искусстве Востока, прежде всего, Палестины. Такой вывод оказался новым, т.к. в XIX в. центром развития позднеантичного искусства традиционно считался Рим.

 



 
PR-CY.ru