АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ

АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого монастыря, расположен на Анзерском острове, одном из островов Соловецкого архипелага, в Белом море, близ Троицкой губы. Источниками сведений об основании Анзерском Елеазарове ските являются автобиографическая записка («Свиток») преподобного Елеазара Анзерского и Житие святого, составленное, вероятно, иноком Макарием (Маркианом). В 1612 г., стремясь «имети житие пустынное», постриженик Соловецкого монастыря Елеазар по благословению игумена Соловецкого монастыря Иринарха (ум. в 1628 г.) поселился на горе Анзерского острова, у озера Круглого. Первые несколько лет преподобный Елеазар жил один, добывая средства к жизни изготовлением деревянных сосудов, которые ставил у морской пристани, взамен рыбаки и купцы оставляли ему хлеб и другие припасы. Около 1616 г. Елеазар встретился с отшельником иеромонахом Фирсом и принял от него постриг в схиму. Когда к подвижнику стали приходить насельники Соловецкого монастыря, искавшие отшельнического образа жизни, он перешёл на другое место (недалеко от Троицкой губы), где рядом с ветхой церковью святителя Николая Чудотворца срубил келью. Церковь во имя святителя Николая была построена в Соловецком монастыре при игумене Иакове и в 1583 г. перенесена на Анзерский остров для окормления солеваров и рыбаков (около 70 чел.), трудившихся на монастырских варницах и рыболовных тонях. Игумен Иаков предполагал основать на Анзерском острове монастырь, но по неизвестным причинам в 1596 г. грамотой царя Феодора Иоанновича строительство обители было запрещено. К началу XVII в. варницы были закрыты, остров посещали только моряками. 18 марта 1620 г. Московский патриарх Филарет, извещённый игуменом Иринархом и монахом Александром (Булатниковым) о существовании общины отшельников на Анзерском острове, выдал грамоту на основание скита на острове и указ на строительство силами Соловецкой обители деревянного «клетчата» храма с двумя престолами: во имя Святой Троицы и «государева царёва ангела» преподобного Михаила Малеина (церковь освящена в 1621 г.); позже царь Михаил Феодорович пожертвовал скиту утварь, а также определил ружное жалованье насельникам – по три четверти ржаной муки в год, «по осмине солоду ячменного и по осмине овса», по 1 р. 50 к. каждому на облачение. В скиту преподобный Елеазар ввёл особый устав по образцу «древних отец скитских, еже комуждо особь келия, и пища, и молчание», в частности, по образцу устава преподобного Нила Сорского. Все насельники имели кельи, которые располагались на расстоянии версты друг от друга, братия собиралась в храм в дни больших праздников и на воскресные богослужения (всего общих богослужений было 170 в год). Каждый монах кроме уставного правила совершал ещё особое келейное правило: ежедневно читал каноны Иисусу Сладчайшему, Божьей Матери, Ангелу-хранителю, Акафист, четыре кафизмы из Псалтири, 600 молитв Иисусовых, клал 300 земных поклонов. В отличие от преподобного Нила преподобный Елеазар разрешал в скиту монашеский постриг, принимал любую милостыню. В 1621 г. строителем Анзерского Елеазарова скита был назначен иеромонах Варлаам, в 1624 г. – преподобный Елеазар (при нём насельников было 12 чел.), в 1656 г., после кончины преподобного, строителем стал его любимый ученик – монах Никодим (братии в скиту было 17 чел.).

 



 
PR-CY.ru