АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ - Страница 9

Во время Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны в России подворья скита в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Одессе были отобраны, банковские счета конфискованы, прекратились пожертвования. Политика греческого правительства по эллинизации Святой Горы сделала невозможным пополнение братии за счёт русской эмиграции, в 1926–1955 гг. гражданам Советской России поступление в афонские монастыри также было запрещено, в 1955 г. приём русских монахов на Афон был возобновлён, но лишь в случае разрешения лично Константинопольского патриарха. О бедственном положении скит апостола Андрея в 1930 гг. свидетельствует «Воззвание о помощи русским келлиям и пустынникам Афона», с которым 2 октября 1932 г. выступило братство русских обителей (келий) во имя Царицы Небесной на Афоне. В 1917 г. братия скита апостола Андрея насчитывала около 200 чел., в 1929 г. – около 100, к 1965 г. – всего 5 чел., средний возраст русского афонского инока составлял 78 лет. В 1971 г. скончался монах Сампсон, последний русский насельник скита апостола Андрея, скит перешёл во владение Ватопедского монастыря и начал приходить в запустение. К началу 1980 гг. постройки скита, за исключением Андреевского собора, находились в полуразрушенном состоянии: обваливались стены и потолки, растительность разрушала каменную кладку. В 1992 г. по решению Ватопедского монастыря в скит апостола Андрея вселилась небольшая группа греческих монахов. Настоятель скита иеродиакон Павел, профессиональный реставратор, прилагал немало усилий для консервации и восстановления построек. В 1999 г. прошло торжественное празднование 150-летия скита апостола Андрея. Во Французском институте в Салониках в октябре 1999 г. – январе 2000 г. состоялась выставка, где были представлены снимки, сделанные в фотомастерской скита на рубеже XIX–XX вв. В Афинах опубликован юбилейный альбом с видами скита и его святынями. На престольный праздник – память апостола Андрея (30 ноября) – в обитель прибыли многочисленные паломники во главе с греческим епископом Михаилом, экзархом Центральной Европы, совершившим праздничное богослужение в Андреевском соборе. В 2001 г. в скиту апостола Андрея проживало несколько греческих насельников, располагалась Афонская школа с 8-годичным сроком обучения. Неоднократно поднимался вопрос о передаче скита апостола Андрея Пантелеимонову монастырю. Лит.: Краткий исторический очерк Русского на Афоне Свято-Андреевского общежительного скита: С прил. повествования о чудесах от принадлежащей сему скиту иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Одесса, 1890, 1926; Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Никанор (Каменский), епископ. Воспоминания о Святой земле и Афоне. СПб., 1898; Летопись Русского Свято-Андреевского скита на Афоне (1841–1863). СПб., 1911. Т. 1; Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афоне: (Виды обителей, церквей, подворий и проч.). Одесса, 1914; Горбунов Д.А. Краткая история имяславских споров в России начале ХХ в. // Церковь и время. 2000. № 3 (12).



 
PR-CY.ru