АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ

АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Сераион), на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До ХV в. здесь находился Ксистский монастырь, принадлежавший Ватопедскому монастырю. Епископ Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времён на этом месте была келья с церковью во имя преподобного Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан. – пастырь), которую построил предположительно монах-пастух из Албании и которая принадлежала к числу наёмных келий Карейской лавры. Во второй половине XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. Константинопольского патриарха Афанасия III (Пателлария), после смерти которого в течение 107 лет келью занимали снимавшие её у протата монахи. В 1766 г. Константинопольский патриарх Серафим II (1757–1761 гг.), будучи на покое, приобрёл келью и окружавший её участок земли. По его просьбе монахом Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы и верхней – во имя апостола Андрея Первозванного, впоследствии переосвящённой греками во имя преподобного Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур. – дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в первом – хозяйственные службы, во втором – кельи и трапезная, в верхнем – патриаршие покои и обширная библиотека. Патриарх Серафим прожил в обители два года, состоя в духовном общении с преподобным Паисием Величковским, основателем скита Илии пророка. После смерти патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский монастырь, которому передал Серайскую келью. После греческого восстания 1821 г. Ватопед не смог больше поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Около 1830 г. на Афон прибыли русские иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв; ум. в 1862 г.) и Варсонофий (Вавилов; ум. в 1850 г.), ранее подвизавшиеся в Белобережской в честь Рождества Иоанна Предтечи пустыни Брянской епархии. Они поселились в Иверском монастыре, вскоре перешли в Преображенскую келью при Иверском монастыре, где прожили семь лет, затем – в келью Святой Троицы при монастыре Ставроникита, где были рукоположены во иеромонахов (их духовным отцом стал иеросхимонах Арсений Афонский). После назначения иеросхимонаха Арсения игуменом Ильинского скита подвижники перешли туда, но вскоре были вынуждены покинуть скит из-за недовольства братии и решили основать на Афоне русский скит. В 1841 г. они выкупили Серайскую келью у Ватопедского монастыря, к ним присоединились другие русские монахи, в келье начались регулярные богослужения, было введено общежитие по уставу Белобережской пустыни. 15 июля 1845 г., во время визита на Афон великого князя Константина Николаевича, было возбуждено ходатайство перед Константинопольским патриархом о преобразовании кельи в скит. В августе 1849 г. на Афон прибыли русский посол в Османской империи Владимир Павлович Титов (1807–1891 гг.), настоятель посольской церкви архимандрит Софония и камергер императорского двора, путешественник и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьёв (1806–1874 гг.), стараниями которых келья была преобразована в Новорусский Ватопедский скит во имя апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя А.Н. Муравьёва и преподобного Антония Великого.

 



 
PR-CY.ru