АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ

АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ, Селунский (не позднее середины XV в.) – диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь. Биографические данные об Арсении Солунском, содержащиеся только в его сочинении, ограничиваются сведениями о его служении диаконом в Солуни и о 17-летнем пребывании в Палестине. Национальную принадлежность Арсения Солунского исследователи достоверно не установили, допускается предположение, что он был южным славянином (болгарином или сербом) или православным румыном, написавшим своё сочинение на Святой земле. Памятник не получил известности на Балканах, возможно, попал на Русь непосредственно из Палестины. Сочинение Арсения Солунского не является хождением или проскинитарием в строгом смысле слова, поскольку не описывает путешествие автора по Святой земле; это, скорее, перечень достопримечательностей и святынь Палестины, связанных, в первую очередь, с земной жизнью Иисуса Христа, с указанием расстояния между ними в милях. Особенностью сочинения Арсения Солунского является во многом фольклорный и апокрифический характер сообщаемых сведений (порой уникальных) и отсутствие заметной связи с традицией паломнической литературы (греческой и славянской), как предшествующей, так и более поздней. К числу нетрадиционных сюжетов, присутствующих в описании, относятся известия о костях змия, охранявшего в Иордане договор, подписанный между Адамом и дьяволом (апокриф «Рукописание Адама»), о трёх тростинках на Гробе Господнем (одна из которых горит, другая дымится, а третья слезится), о стопах Спасителя, отпечатавшихся в Гефсимании, на берегу Иордана и на горе Фавор, о главе Адама, в которой идёт повседневная церковная служба, и др. Начальная фраза повествования («Се яз... видел есмь Иерусалим и вся знамения Иерусалимя, скажу вам всю истину пред Богом») сближает его с жанром откровений. Сочинение Арсения Солунского сохранилось в значительном числе (не менее 20) восточнославянских (великорусских и украинско-белорусских) списков второй половины XV – XVII вв., подразделяемых исследователями на три редакции (классификация Варвары Павловны Андриановой-Перетц; 1888–1972 гг.). Старший из известных в настоящее время списков (последняя треть XV в.) представляет собой глоссы к «Хождению» игумена Даниила (охватывает свыше половины всего текста, относится ко второй редакции). Старшие полные списки памятника (конец XV в.; конец XV – начало XVI в.) выявлены относительно недавно и ещё не исследованы. Не позднее второй половины XVI в. сочинение Арсения Солунского (очевидно из-за обилия апокрифических сюжетов) внесено в Оксфордскую редакцию Списка ложных книг (см. Индекс запрещённых книг).

 
PR-CY.ru