АМБРОЗИАСТЕР - Страница 2

Последовательность изложения и обилие цитат делает сочинение Амброзиастера ценным источником по текстологии старолатинской версии Библии (Итала), имевшей распространение в Риме в IV в. По ряду текстологических и богословских критериев современные учёные безоговорочно атрибутируют Амброзиастеру сочинение «Quaestiones Veteris et Novi Testamenti» («Вопросы Ветхого и Нового Завета»), в рукописной традиции Средневековья известное под именем Августина Блаженного. Это произведение представляет собой толкование отдельных сложных мест Священного Писания. «Вопросы» дошли до нас в трёх редакциях (127, 150 и 115 глав), из которых только первая и вторая принадлежат Амброзиастеру; третья, сокращённая, появилась около VIII в. или несколько позже (до XII в.). В 1903 г. Дж. Меркати опубликовал ряд анонимных фрагментов, содержащихся в единственной рукописи VIII в., которые Ч. Мартини счёл возможным атрибутировать Амброзиастеру на основании сходства стиля и богословских идей. «Комментарий на главу 24 Евангелия от Матфея» – три экзегетических отрывка (на Мф. 24:20–24, 27–30, 32–35) – рассматривает вопросы эсхатологии, в них чувствуется влияние умеренного хилиазма. Комментарий на три евангельских сюжета «Об апостоле Петре»: призыв Спасителя к апостолам иметь при себе меч (Лк. 22:36–38), усечение уха раба первосвященника (Мф. 26:51–52; Лк. 22:49–51) и отречение Петра (данный фрагмент имеет параллели с главой 104 «Вопросов Ветхого и Нового Завета»). Толкование притчи Христа, уподобляющей Царствие Божье закваске («О трёх мерах»), положенной в три меры муки (Мф. 13:33; Лк. 13:21). Ряд исследователей, отождествляющих Амброзиастера с Исааком, приписывают этому автору также два произведения иудео-христианского характера. Первое – «Lex Dei sive Mosaicarum et Romanorun legum collatio» («Закон Божий, или Сравнение Моисеевых и римских законов») – представляет собой сопоставление различных ветхозаветных законоположений с соответствующими римскими законами, с неизменным выводом о преимуществе первых. Второе – «De bello iudaico seu De excidio urbis Hierosalimetanae» («Об иудейской войне, или О разорении града Иерусалима») – вольный перевод одноимённого произведения Иосифа Флавия (37/39 – 100 гг.), приписываемый в средневековых рукописях раннехристианскому писателю Егезиппу. Кроме того, Амброзиастер считается автором фрагмента «Contra arianos» («Против ариан»), который раньше приписывался Иларию Пиктавийскому, и одной из проповедей, традиционно относимой Августину Блаженному (атрибутируются также Пелагию). Несмотря на то что все произведения Амброзиастера принадлежат по форме к жанру экзегетических, в них (как и у Амвросия Медиоланского) намечается тенденция к совмещению экзегезы с догматическим и нравственно-аскетическим богословием. Нравственные мотивы подчас приобретают обличительный пафос, например, при осуждении надменности римских диаконов. Для Амброзиастера (в отличие от многих современных ему богословов) характерен своеобразный юридический подход ко многим богословским вопросам. При этом исследователи отмечают близость его позиции к позиции святителя Амвросия, особенно в догматических вопросах (учение о Святой Троице), а также влияние Оригена, которое выражается в основных принципах его подхода к Священному Писанию и признании свободы воли.

 



 
PR-CY.ru