Словарь по христианству А АМБРОЗИАСТЕР

АМБРОЗИАСТЕР

АМБРОЗИАСТЕР, Амброзиаст, Псевдо-Амвросий – условное имя, данное в начале XVI в. автору «Толкования на 13 посланий апостола Павла» («Commentarius in XIII epistulas Paulinas»). Начиная с Кассиодора (VI в.) это сочинение приписывалось Амвросию Медиоланскому (339–397 гг.), именем которого оно надписано в большей части рукописей. Ошибочность этой традиции в 1527 г. доказал гуманист Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.), который готовил издание творений святителя Амвросия. Позднее Амброзиастеру был атрибутирован ряд других сочинений. Единственное, что исследователям точно известно о нём, – это то, что он жил в Риме в понтификат папы Дамаса (364–384 гг.), о чём сообщается в его произведении. Августин Блаженный (354–430 гг.), цитируя комментарий Амброзиастера, называет его автором некоего «святого Илария» (имя Иларий стоит также в заглавии «Толкования на 13 посланий апостола Павла» в ряде рукописей). За последнее столетие западные учёные пытались отождествить его со всеми известными Илариями, жившими в конце IV в.: диаконом Иларием (сторонником Люцифера Каралисского), римским префектом Децимом Иларием Иларианом, епископом Иларием Павианским, имперским чиновником Клодием Каллистом Иларием. Кроме того, в ряде гипотез (с опорой на текстологические и биографические критерии) Амброзиастер отождествлялся с Антиохийским архиепископом Евагрием (ум. в 392/393 г.), донатистом Тиконием, римским пресвитером Фаустином, префектом Рима Эмилием Декстером, Никитой Ремесианским и, наконец, с обращённым евреем Исааком (оппонентом папы Дамаса), который впоследствии вернулся в иудаизм (гипотеза, выдвинутая в 1899 г. Ж. Море, но впоследствии автор отказался от неё). Поскольку произведения Амброзиастера показывают хорошую осведомлённость как в отношении иудейских синагогальных установлений, так и в отношении широко распространенных в Риме языческих мистериальных культов восточного происхождения (Кибелы, Анубиса, Митры), исследователи не могут точно ответить на вопрос, был ли он обращённым из иудеев или из язычников. Последнее мнение им кажется предпочтительнее, если считать, что высказывание «когда мы проводили жизнь в заблуждении, в котором ныне пребывают язычники» автор прилагает к себе. Неизвестно также, являлся ли Амброзиастер исконным римлянином или был уроженцем Востока. В пользу последнего предположения свидетельствуют ошибки в латинском языке и знакомство автора с основными тенденциями современного ему восточного богословия (особенно экзегетики). «Толкование на 13 посланий апостола Павла» (за исключением послания к Евреям) представляет собой последовательное толкование апостольских посланий, рассматривающее также и некоторые проблемы догматики (первородный грех, сотериология). Сохранились три редакции комментария на послание к Римлянам и два на послания к Коринфянам. Значительные расхождения имеются в редакциях комментариев на другие послания (А. Полластри говорит о двух редакциях «Толкования» на все послания, кроме послания к Римлянам). Все редакции относят к одному автору, дорабатывавшему своё произведение после его первого издания. Комментарию на каждое послание предпосланы прологи, представляющие читателю общину, к которой обращается апостол, и причину написания послания.

 



 
PR-CY.ru