АЛПАТОВ Михаил Владимирович

АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986 гг.) – историк искусств, специалист по искусству русского и западноевропейского средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, профессор, общественный деятель. Учился на отделении теории и истории искусства историко-филологического факультета МГУ (1919–1921 гг.); в числе его педагогов – Борис Робертович Виппер (1888–1967 гг.), Александр Георгиевич Габричевский (1891–1968 гг.), Алексей Иванович Некрасов (1885–1950 гг.) и др. В 1921–1923 гг. Михаил Владимирович Алпатов заведовал отделом репродукций в Музее изобразительных искусств; в 1921–1932 гг. – научный сотрудник Института археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории древнерусской живописи; докторской диссертацией (1940 г.) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939 г.). Начиная с 1925 г. и до конца жизни Михаил Владимирович Алпатов преподавал в различных учебных заведениях (ВХУТЕИН, МИФЛИ, МГУ, ГИТИС, Архитектурный институт, Строгановское училище и др.). В МГХИ им. В.И. Сурикова возглавлял кафедру истории искусств (1943–1986 гг.) и стал инициатором создания искусствоведческого факультета. Действительный член АХ СССР (1954 г.); заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1958 г.); лауреат Государственной премии СССР (1974 г.); с 1978 г. – член-корреспондент Австрийской АН. Михаил Владимирович Алпатов неоднократно был организатором художественных выставок, научных конференций в России и за рубежом (в Италии, Франции, Германии и др.). Научную деятельность он начал как историк византийского и древнерусского искусства. С конца 1920 гг. обратился к исследованию западноевропейского искусства, в особенности итальянского периода Возрождения, результатом стали работы 1939 г. «Этюды по истории западноевропейского искусства» и «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто», а также «Всеобщая история искусств», законченная в 1941 г. С начала 1940 гг. центральной фигурой исследований Михаила Владимировича Алпатова становится Андрей Рублёв (около 130 – 1430 гг.), монография «Андрей Рублёв» (1972 г.) явилась итогом многолетнего изучения творчества иконописца. Работы Михаила Владимировича Алпатова послевоенных лет характеризует тематический универсализм и обращение к проблемам теории, методологии и историографии искусствознания. Фундаментальным монографиям – «А.А. Иванов: Жизнь и творчество» (1956 г.), «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1963 г.), «Этюды по истории русского искусства» (1967 г.), «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976 г.), «Художественные проблемы искусства Древней Греции» (1987 г.) – присущ анализ внутренней структуры произведения искусства с позиций его эстетической и стилистической ценности, однако вне иконографического и духовного аспекта.

 
PR-CY.ru