АКСАКОВ Сергей Тимофеевич - Страница 2

После более чем десятилетнего литературного молчания, во второй половине 1840 и в 1850 гг., были созданы и опубликованы его основные произведения, которые принесли ему славу: «Записки об уженье рыбы» (1847 г.), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.), «Семейная хроника» (1856 г.), «Детские годы Багрова-внука» (1858 г.). В творчестве Сергея Тимофеевича Аксакова огромную роль играли личные впечатления, воспоминания, жизненный опыт, поэтому основные произведения писателя («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука») находятся на грани между художественной прозой и литературой мемуарного характера. Богатая природа Оренбургского края на рубеже XVIII–XIX вв. (далёкой российской окраины, где Сергей Тимофеевич провёл детские и отроческие годы), патриархальная деревенская жизнь сформировали доминанту его мировоззрения и личности, отражённую во всём его творчестве: стремление к простоте и естественности жизни, любовь к природе, общение с которой Сергей Тимофеевич считал нравственно очищающим, критическое отношение к «искусственной» городской цивилизации и отвлечённой книжности. Центральные темы его литературных произведений (преемственность поколений, единство человека и окружающей его жизненной среды, неизменность нравственных основ жизни) внутренне взаимосвязаны с присущим ему православным миропониманием, верой в богоустановленность жизнеустройства, нравственных норм человеческого общежития. Одно из последних его произведений – «Встреча с мартинистами» (1859 г.) – посвящено критике мартинизма и масонства с позиций русского православного мировоззрения. Несмотря на принципиальную чуждость какой-либо идеологии, творчество Сергея Тимофеевича Аксакова опирается на православный идеал соборности и созвучное народному сознанию антииндивидуалистическое мировоззрение. Источник зла и страданий он видел в человеческом своеволии, гордыне, влекущих к безверию и эгоизму. В историю русской литературы Сергей Тимофеевич Аксаков вошёл как создатель ярких картин русского «семейного быта», крестьянской и помещичьей жизни, глубоко отразивший отличительные черты русского национального самосознания, их связь с православной культурой.



 
PR-CY.ru