Словарь по христианству А АКСАКОВ Сергей Тимофеевич

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (1791–1859 гг.) – русский писатель, отец Ивана Сергеевича (1823–1886 гг.) и Константина Сергеевича (1817–1860 гг.) Аксаковых. Родился в дворянской семье, детство провёл в Уфе и в имении отца Ново-Аксаково Оренбургской губернии. В 1801–1805 гг. учился в Казанской гимназии, в 1805–1807 гг. – в Казанском университете, но курса не окончил. В университетские годы горячо увлекался театром, писал стихи для рукописных журналов. В 1808–1811 гг. служил в Санкт-Петербурге в Комиссии по составлению законов и Экспедиции о государственных доходах. В 1811 г. переехал в Москву. Занимался переводами («Дон Карлос» Фридриха Шиллера, «Школа мужей» Жан-Батиста Мольера, «Филоктет» Фредерика Сезара Лагарпа), за которые в 1821 г. был избран в ОЛРС. После женитьбы жил в имении Ново-Аксаково (1816–1820 гг.), в 1820–1821 гг. – в Москве, в 1821–1826 гг. – в дер. Надёжино Оренбургской губернии, с 1826 г. – снова в Москве. В 1827–1832 гг. служил цензором в Московском цензурном комитете. С 1833 г. – инспектор Константиновского землемерного училища в Москве, в 1835–1838 гг. – директор Константиновского межевого института. В 1839 г. вышел в отставку. Сергей Тимофеевич Аксаков дебютировал в литературе басней «Три канарейки» (1812 г.), затем опубликовал множество переводов, стихотворений, басен, театральных обзоров, критических статей. С конца 1820 гг. его дом стал одним из центров литературной жизни Москвы, на одной из аксаковских «суббот» в 1832 г. состоялось его знакомство с Николаем Васильевичем Гоголем (1809–1852 гг.). Завязавшаяся дружба продолжалась до смерти Гоголя и имела большое значение для обоих. Сергей Тимофеевич Аксаков считал Николая Васильевича Гоголя не только «великим писателем, но и вполне верующим христианином». Начиная с 1840 гг. на «субботах» в его доме шли споры между западниками и славянофилами. Организационно славянофильство оформилось именно в доме Сергея Тимофеевича Аксакова, сыновья которого (Константин и Иван) были ведущими идеологами этого направления. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова сопричастно славянофильскому мироощущению – вере в самобытность России, в духовное значение патриархальных устоев русской жизни, однако он занимал обособленную позицию, отвергал «поползновения к пропаганде», часто расходился со славянофилами в этических оценках. В 1834 г. вышел в свет очерк «Буран», ставший предвестием пейзажно-описательной и автобиографической прозы Сергея Тимофеевича Аксакова.

 



 
PR-CY.ru