Словарь по христианству А АФАНАСИЙ МЕТЕОРСКИЙ

АФАНАСИЙ МЕТЕОРСКИЙ

АФАНАСИЙ МЕТЕОРСКИЙ (1302–1380 гг.) – преподобный (память в Греческой  церкви 20 апреля). В миру – Андроник, родился в Новых Патрах (современный г. Ипати) во Фтиотиде в богатой и знатной семье, рано осиротел и воспитывался дядей. Во время захвата города каталонцами (1319 г.) был пленён, однако ему удалось бежать. Юноша отправился в Фессалонику, где был принят в дом писца царских указов, который взял его под своё покровительство. Андроник получил блестящее светское образование, занимаясь с лучшими учителями Фессалоники. Желая получить также и духовный опыт, посетил Афон и Константинополь, где познакомился с выдающимися богословами, сторонниками и противниками исихазма: Григорием Синатитом (около 1268 – 1346 гг.), Даниилом Исихастом, Исидором I (впоследствии Константинопольский патриарх), Григорием Акиндином (около 1300 – 1348 гг.). Затем отправился на Крит, где некоторое время подвизался в безмолвии в уединённом месте. Около 1335 г. возвратился на Афон и поселился в ските Магула, принадлежавшем Иверскому монастырю. Там от иеромонаха Каллиста он узнал, что в месте, называемом Милея, живут два старца, Григорий и Моисей, которые достигли вершин добродетели. Андроник пришёл к ним и после долгих просьб был принят ими, пострижен в монашество с именем Антоний, а затем в схиму с именем Афанасий. Келья старцев находилась на вершине Афонской горы. В качестве послушания Афанасий доставлял в келью всё необходимое, поднимаясь с ношей по горным тропам, где не могли пройти вьючные животные. Однажды, когда выдалась особенно суровая зима, и выпало много снега, он едва не погиб в горах. Из-за частых пиратских набегов монахи были вынуждены оставить свою келью: Моисей переселился в Иверский монастырь, Григорий и Афанасий – в Фессалонику, а затем в Веррию. Желая найти уединённое место, они по совету Сервийского архиепископа Иакова ушли в Фессалию и поселились около г. Стаги на высоких голых скалах, где, по словам «Жития», «жили только орлы и коршуны». Первоначально они обосновались на ближайшей к городу скале, называвшейся Стилос (ныне скала Святого Духа), где находилась заброшенная церковь Архангелов, высеченная пастухами в скале. Узнав об их иноческих подвигах, многие стали приходить к ним за духовным советом и благословением. Около 1340 г. Афанасий в поисках уединения и более суровой аскезы переселился в пещеру на самой высокой скале Платилифос, которой он дал название Метеорон (т.е. «парящий в воздухе»). Позже это название распространилось на всю гряду скал, а Платилифос стала именоваться Большие Метеоры. Старец Григорий же остался жить на прежнем месте, затем вернулся в Фессалонику. Через некоторое время к Афанасию стала стекаться братия. Он начал постройку церкви Богородицы, посвятив Божьей Матери новый монастырь. Когда число иноков достигло 14 человек, была построена церковь Преображения, впоследствии ставшая соборным храмом и давшая название монастырю. Основанный Афанасием Метеорским монастырь являлся общежительным (киновией) со строгим уставом. Сам преподобный пять дней в неделю пребывал в своей пещере в безмолвии и молитве, лишь в субботу и воскресенье выходя на службу в соборный храм. От Бога он получил дар прозорливости и чудотворения. По мнению Д. Софианоса, Афанасий Метеорский скончался не в 1383 г., как принято считать, а в 1380 г. Из жития преподобного известно, что перед смертью он назначил вместо себя духовником для братии иеромонаха Макария. В послании Нила, митропоплита Ларисского, датированном ноябрём 1381 г., Макарий уже называется духовником Метеорского монастыря. Анонимное житие Афанасия Метеорского написано, как полагают исследователи, метеорским или афонским монахом в конце XIV в. Честная глава преподобного хранится в монастыре Преображения. В 1788 г. было издано последование Афанасию Метеорскому, автором которого является Иустин Декадион. В печатные Минеи, используемые ныне в греческих церквах, это последование не вошло.

 
PR-CY.ru