АРСЕНИЙ САПАРСКИЙ

АРСЕНИЙ САПАРСКИЙ, Арсен Сапарели – средневековый грузинский церковный деятель, историк, полемист. Принадлежит к той части грузинских деятелей Средневековья, которая рассматривала церковный раскол на Кавказе не как внутреннюю необходимость, а как политический акт и результат давления извне. Он осуждает монофизитство, но уверен в невиновности народа, которому пришлось принять эту веру. Подвизался в Сапарском монастыре в Южной Грузии, откуда и прозвище. Арсен Сапарели – автор антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», охватывающего церковную и политическую историю стран Южного Кавказа (преимущественно Армении) на фоне их взаимоотношений с Византийской и Персидской империями с начала IV в. до 680 гг., т.к. (с точки зрения автора) именно в эту эпоху происходило становление армянской монофизитской церкви. Существует ряд взаимоисключающих точек зрения по поводу определения периода деятельности Арсена Сапарели: даты колеблются между концом VII и XIV в. Наиболее распространена его идентификация с деятелем второй половины IX в. католикосом Грузии Арсением I Великим (около 820 – 877 гг.), однако источники и информация, использованные Арсеном Сапарели, исключают датировку его сочинений периодом ранее второй половины XI в. Основным источником для него при составлении общего плана сочинения и описании событий с середины VI в. служил армянский оригинал антимонофизитского трактата «Narratio de rebus Armeniae», дошедший до нас в греческом переводе (начало VIII в.). Арсен Сапарели использовал также истории секретаря царя Трдата IV Агафангела (V в.), Мовсеса Хоренаци (V в.), Лазара Парпеци (X в.), послания Константинопольского патриарха Фотия I Великого (858–867, 877–886 гг.) к патриарху армян Закарии Дзагеци (около 800 – 976 гг.), «Историю Армении» Ованнеса Драсханакертци (X в.), «Всеобщую историю» Степаноса Таронеци (после 1004 г.) и анонимную «Церковную хронику». Кроме того, автором учитывается «Книга посланий» (VII в.) и «О соборах» Ованнеса III Одзнеци (726 г.), грузинская версия XI в. жития Григория Просветителя (около 252 – 326 гг.) и одна из версий «Видения» армянского католикоса Саака Партева (V в.). Исследователи говорят, что в сочинениях Арсена Сапарели встречаются исторические сведения, не упоминаемые в известных до него источниках, что придаёт им значение первоисточника.

 
PR-CY.ru