Словарь по христианству А АФАНАСИЙ V

АФАНАСИЙ V

АФАНАСИЙ V – Иерусалимский патриарх с 15 января 1827 г. по 16 декабря 1844 г. По происхождению грек. Церковную карьеру начал в Грузии, где находились многочисленные представительства и имения Иерусалимского патриархата. В течение 15 лет был игуменом подворья Святогробского братства в Неохории, под Константинополем (Стамбулом). В 1827 г., после смерти Иерусалимского патриарха Поликарпа (1808–1827 гг.), из-за огромного долга в 18 млн. пиастров, образовавшегося в патриархате, среди высшего греческого клира не оказалось желающих занять престол, и тогда Афанасий, будучи архимандритом, был возведён в патриарший сан. По сложившейся традиции, всё время своего патриаршества Афанасий V провёл в Константинополе. Масштабное строительство в начале XIX в. (особенно восстановление в 1809/1810 гг. сгоревшего храма Гроба Господня), перебои с поступлением доходов от имущества патриархата в Дунайских княжествах, беспорядочное финансовое управление, а главное – османские гонения на православных после начала Греческого восстания в 1821 г. привели к полному разорению патриархата, не способного расплатиться с огромным долгом. Пытаясь предотвратить распродажу за долги греческих монастырей у святых мест Палестины, Афанасий V обратился за помощью к православному миру и получил значительные суммы из Сербии, от православных Австрийской империи и особенно из России, куда для сбора милостыни в 1833 г. был отправлен архиепископ Иерофей (будущий Антиохийский патриарх). Османское правительство также приняло меры к поддержке Иерусалимской церкви. В результате патриарху удалось расплатиться с долгами. Улучшению положения церкви также способствовали возобновление притока православных паломников в Иерусалим (с конца 1820 гг.) и переход Ближнего Востока в 1832–1840 гг. под контроль египетского паши Мухаммада Али, который обеспечил внутриполитическую стабильность и покровительствовал христианам. В то же время в Палестине возвысилась армянская община, опиравшаяся на поддержку влиятельных единоверцев в Стамбуле и в окружении Мухаммада Али. Они добились уравнения в правах с другими конфессиями на проведение богослужений у Святого Гроба Господня. После землетрясения 13 мая 1834 г., когда пострадали многие храмы, армяне получили право на ремонт купола храма Святого Гроба и на постройку церкви на Елеонской горе. Афанасий V обращался к Константинопольскому патриарху Констанцию II (1834–1835 гг.) с просьбой провести сборы средств для спасения святых мест. В пожертвованиях приняли участие сербский князь Милош Обренович и русский император Николай I. Настойчивые требования греков и католиков, поддержанные европейскими и русскими дипломатами, привели к тому, что в 1837 г. Порта отменила привилегии, данные армянам. После долгих судебных проволочек в сентябре 1839 г. армянский храм на Елеоне был разрушен. В начале 1840 гг. христианские конфессии соперничали за обладание участками Вифлеемского храма, что явилось началом тяжбы, которая впоследствии послужила предлогом к началу Крымской войны (1853–1856 гг.). В 1840 г., после восстановления власти султана, в Палестине заметно усилилось европейское присутствие, были открыты консульства, активизировалась миссионерская пропаганда, в первую очередь, протестантская. Увеличение количества русских паломников и активное вовлечение России в ближневосточные проблемы поставили на очередь вопрос о создании русской Духовной миссии в Палестине (учреждена в 1847 г.). С этими планами связана первая поездка на Восток архимандрита Порфирия (Успенского), который оставил яркое и весьма нелицеприятное описание состояния Иерусалимской церкви в 1843–1844 гг. После этой поездки Русская церковь видела свою задачу не только в том, чтобы оказывать денежную поддержку Иерусалимской церкви и защищать её от посягательств турецкого правительства, но и, главным образом, в просвещении палестинского духовенства. В Константинополе архимандрит Порфирий встречался с Афанасием V, который уже отошёл от дел из-за преклонного возраста.

 
PR-CY.ru