Словарь по христианству А АНФИМ

АНФИМ

АНФИМ – Иерусалимский патриарх с конца октября 1788 г. по 10 ноября 1808 г. Родился в 1717 или 1718 г. в арабской семье в Месопотамии (или в Антиохии). В раннем детстве был привезён в Иерусалим, воспитывался в греческом Святогробоском братстве. Получил блестящее образование в Иерусалимской семинарии под руководством Иакова Патмосского (ум. в 1765 г.) и митрополита Птолемаидского Софрония (будущего патриарха Иерусалимского, позднее – Софрония II Константинопольского). В совершенстве владел греческим, арабским, турецким и персидским языками. Был секретарём Святогробского братства, с 1765 г. возглавлял Иерусалимское училище и занимал пост первого проповедника Иерусалимского престола. В 1774 г. возведён в сан митрополита Скифопольского, в 1787 г. – митрополита Кесарии Палестинской. Иерусалимскую церковь возглавлял с 1788 по 1808 г. (после того, как престарелый Иерусалимский  патриарх Прокопий (1787 – 1788 гг.) отрёкся от престола в его пользу). Находясь на Иерусалимской кафедре, Анфим проживал в основном в Константинополе. В 1795 г., пользуясь относительным финансовым благополучием церкви, патриарх организовал перестройку ряда обветшавших иерусалимских монастырей (патриаршего, святой Екатерины, святого Евфимия), украсил церковь Константина и Елены, а также содействовал обновлению Сайданайского сирийского Богородицкого монастыря. Однако вскоре положение палестинских христиан резко ухудшилось из-за потрясений, связанных с восточной экспедицией Наполеона I Бонапарта (1769–1821 гг.). После высадки французов в Египте османские власти Иерусалима заключили в храме Гроба Господня группу архиереев всех христианских конфессий, в том числе тридцать православных во главе с наместником патриарха митрополитом Арсением. Заложники провели там 108 дней, ожидая казни, пока не были освобождены по велению султана. В 1799 г., когда Бонапарт двинулся на Сирию, турки опять заперли в храме около тысячи христиан (по несколько сотен от каждой конфессии) и выпустили их лишь после отступления французов. Христиане немало пострадали также во время междоусобиц османских пашей на территории Палестины, и особенно от преследований иерусалимского правителя Мехмет-паши Абу Марака в 1802–1803 гг. Патриарх Анфим пользовался особым расположением султана Селима III (1789–1807 гг.), что существенно укрепляло позиции православных в борьбе за обладание святынями Палестины. Это противоборство вновь обострилось с начала XIX в.: в 1799–1800 и 1803 гг. происходили столкновения с армянами, в 1804 г. – с католиками, что привело к поджогу 30 сентября 1808 г. иерусалимского храма Воскресения Христова (по утверждению греков, храм подожгли армяне). Вскоре после поджога храма Воскресения патриарх скончался в Константинополе (10 ноября 1808 г.). Перед кончиной смог договориться с султаном Махмудом II (1808–1839 гг.) о закреплении за греками исконных прав в Палестине, подтверждённых более ранними фирманами. Патриарх Анфим уделял значительное внимание просвещению православных Ближнего Востока, деятельности Иерусалимского училища. Он – автор трудов просветительского и полемического характера: «Верное наставление в православной вере» (комментарии к догматам) и «Толкование на 150 псалмов». Анфим перевёл эти трактаты на арабский язык; изданные в Вене в 1791–1792 гг., они разошлись по Сирии и Палестине в тысячах экземпляров. Известно также его толкование на Апокалипсис Иоанна Богослова. Патриарх Анфим был резким противником либеральных идей, распространявшихся по Европе после Французской революции, и рассчитывал, что османские власти сумеют оградить своих христианских подданных от влияния Запада. Пропаганде османского общеимперского патриотизма посвящён самый интересный из его трудов («Отеческое наставление»), изданный в 1798 г. в Константинополе. Автор прославляет Османскую империю как орудие в руках Господа, призванное защитить восточнохристианский мир от агрессии латинской Европы. Эта идея, многие века разделявшаяся значительной частью православного духовенства, редко находила себе столь откровенное и эмоциональное выражение.

 
PR-CY.ru