АНТОНИЙ IV

АНТОНИЙ IV – Константинопольский патриарх с 12 января 1389 г. по июль 1390 г., с марта 1391 г. по май 1397 г. До избрания был иеромонахом, вероятно, афонского монастыря Дионисиат. В конце царствования Иоанна V Палеолога (1341–1391 гг.) сменил на Константинопольском престоле Нила Керамевса (1379/1380 – 1388 гг.). После того как 14 апреля 1390 г. Иоанн VII Палеолог сверг с помощью турок своего деда Иоанна V Палеолога и на время занял императорский трон (апрель–сентябрь 1390 г.), патриархом вместо Антония IV был вторично поставлен Макарий (1390–1391 гг.). Вскоре, после воцарения Мануила II Палеолога (1391–1426 гг.), Антоний IV был восстановлен на патриаршей кафедре. В феврале 1392 г. патриарх венчал императора с сербской княжной Еленой Драгаш. К концу XIV в. Византия из-за наступления османов оказалась в тяжёлом внешнеполитическом положении. Антоний IV участвовал в организации помощи империи для борьбы с турками, пытался поднять престиж Константинополя, внимательно следил за положением дел в подвластных ему епархиях (в том числе на Руси и в Валахии). Сразу после восшествия Антония IV на Константинопольскую кафедру Поместный собор (февраль 1389 г.) подтвердил низложение и отлучение Киевского митрополита Пимена Грека (1280 – 1384/1385 гг.), утвердив Предстоятелем Русской церкви Киприана (1390–1406 гг.). Патриарх также вмешивался в спор за митрополичью кафедру на Руси между Киприаном Цамблаком и Алексием Бяконтом. На Константинопольском соборе 1389 г. он полностью встал на сторону Киприана, хотя «Соборное деяние» 1380 г. (при патриархе Ниле) оправдывает Алексия и обвиняет Киприана в интригах, в стремлении добиться низложения митрополита. Собор 1389 г. акцентирует внимание на том, что Алексий отверг предложения примирения с литовской стороны, «ни во что поставив патриаршие грамоты», а на последнюю подобную грамоту митрополит якобы даже не ответил, что, впрочем, не исключено (см. также АЛЕКСИЙ (Алексей), митрополит Московский). В том же году Антоний IV направил в Россию с Киприаном патриаршую и соборную грамоту к новгородцам с предписанием подлежать, как и раньше, суду митрополита. Новгородцы не подчинились, и в 1393 г. патриарх вновь обращался к Новгороду с посланиями аналогичного характера. Узнав, что в Москве прекратили поминать на литургии византийского императора, Антоний IV направил (около 1393 г.) великому князю Василию I Дмитриевичу (1389–1425 гг.) послание, в котором укорял его за отказ оказывать Константинополю воздававшуюся издревле честь и писал, что «невозможно для христиан иметь Церковь и не иметь царя» (поминание императора было восстановлено).  В 1390 гг. Антоний IV воспрепятствовал попыткам епископа Луцкого Иоанна занять митрополичий престол в Галиче при поддержке польского короля Владислава Ягайло (1386–1434 гг.). Король (до 1392 г. сохранявший титул великого князя литовского и усиленно проводивший обращение литовцев в католичество) направил патриарху предложение созвать Собор для переговоров о соединении с Римской церковью, нашедшее поддержку у митрополита Киприана. В своём ответе (1397 г.) Антоний IV указал на несвоевременность подобного мероприятия и просил польского короля, объединившись с Сигизмундом Венгерским, прогнать турок, подступивших к Константинополю. Вскоре после восшествия Антония IV на престол патриарший экзарх монах Григорий был отправлен в занятые османами западные епархии для сбора церковных доходов. Для решения спорных вопросов Антоний IV неоднократно посылал своих представителей в Валахию (1395, 1397 гг.) и на Русь (в 1393 г. архиепископ Михаил Вифлеемский разбирал вопрос о передаче Нижнего Новгорода и Городца из Суздальской епархии в прямое подчинение митрополиту). Особым указом Антоний IV утвердил устав (типик) Афона (1394 г.). Около 1397 г. патриарх писал на Русь к князю Василию I Дмитриевичу и митрополиту Киприану, призывая оказать денежную помощь (в ответ в Константинополь была послана значительная сумма). Антоний IV проявлял интерес к делам других восточных патриархатов.

 
PR-CY.ru