АНТИКУЛЬТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - Страница 3

Некоторые активисты депрограммирования получили в США тюремные сроки за свою деятельность. Со временем депрограммирование потеряло сначала поддержку СМИ и властей, затем поддержку населения и церквей, и вскоре потеряло актуальность. В 1996 г. крупнейшая американская антикультовая организация «Сеть информирования о культах» прекратила своё официальное существование в результате судебного процесса о нарушении прав человека. Однако разработанные в США методики антикультового движения, а также уцелевшие финансовые средства, не исчезли бесследно, но были использованы для поддержки родственных организаций в Западной Европе и России. Несомненным успехом АКД исследователи считают создание стереотипа зловещего «культа», занимающегося «промывкой мозгов», а также совмещение образа «культа» с теорией «промывки мозгов». Однако часть академического сообщества подвергла теорию «промывания мозгов» критике. В Западной Европе антикультовые идеи имеют наибольшее влияние во Франции, где «светскость» является краеугольным камнем общественного устройства. Именно во Франции в 2001 г. был принят специальный закон о «предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека». При правительстве была создана «Межминистерская комиссия по мониторингу и борьбе против сектантских злоупотреблений», которая занимается сбором и изучением данных о религиозных группах в стране, предоставляя материалы французскому правительству, СМИ и обществу. В СССР все значимые вопросы государственно-конфессиональных отношений решались ЦК КПСС, КГБ СССР, Советом по делам религий. Для «антисектантского движения» как некоей общественной инициативы не было почвы. Впрочем, были идеи и настроения, которые оказались «созвучны» антикультовым представлениям. В частности, многие ответственные партийные работники аппарата ЦК КПСС и местных партийных органов считали, что всякая религия – реакционная сила, но особо опасны секты. В 1970–1980 гг. в качестве чрезвычайной угрозы воспринимались новые религиозные движения, в появлении их последователей в СССР видели «идеологическую диверсию мирового империализма и западных спецслужб». В Российской Федерации антисектантское движение стало активно проявляться в начале 1990 гг. Первоначально в критике зарубежных миссионеров, сект и новых религиозных движений активное участие принимали российские протестанты. Их руководители надеялись, что, участвуя в подписании соответствующих антисектантских деклараций, они наглядно продемонстрируют, что сами сектантами не являются. Свои первые шаги отечественное антисектантское движение сделало благодаря поддержке со стороны западных антикультовых организаций. Влияние антисектантского движения в значительной степени привело к принципиальному решению переработать Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» (1990 г.), значительно ужесточив его по отношению к сектам и новым религиозным движениям и выделению особой роли православия в России. В начале 1990 гг. свою антисектантскую деятельность в России начинает Александр Леонидович Дворкин (род. в 1955 г.), которому приписывается введение в обиход понятия «тоталитарная секта». По мнению Игоря Яковлевича Кантерова (по состоянию на 2001–2002 гг.), значительная часть представителей отечественного научного религиоведения в своих исследованиях и преподавательской работе не используют термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Примерно в то же время Евгением Новомировичем Волковым (род. в 1956 г.) были сделаны и изданы переводы трудов видных деятелей американского антикультового движения (Стивена Хассена, Маргарет Сингер, Кэрол Джиамбалво, Роберта Лифтона). В 1993 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия  II был создан Информационно-консультационный центр имени священномученика Иринея Лионского, а в 1994 г. на Архиерейском соборе РПЦ было принято определение «О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме». Эти события ознаменовали официальное начало участия Русской православной церкви в антикультовом движении. В 1996 г. в Государственной Думе было принято постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан в России», а также вышел аналитический вестник «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций». Таким образом, на официальном уровне был поднят вопрос о деятельности тоталитарных сект в России. В последующие годы издаётся справочник «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера», в котором была сделана попытка систематизировать соответствующие организации России, имеющие то или иное отношение к религии, мировоззрению и психологии. По мнению социолога Марата Штерина, антисектантское движение в России имеет высокую конфессиональную вовлечённость, склонно идти на конфронтацию, не всегда пользуется допустимыми способами полемики, находится под патронажем традиционных религиозных объединений.

 



 
PR-CY.ru