Словарь по христианству А АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1733–1788 гг.) – первый русский философ-просветитель, который специально занялся проблемой происхождения религиозных верований; логик, публицист. Выходец из семьи подьячего Троице-Сергиевой лавры. Учёбу начал в лаврской семинарии, в 1755 г. в числе шести лучших учеников переведён в новооткрытый Московский университет. Философию изучал у Иоганна Генриха Фроммана (1729–1775 гг.), математику – у Ивана Акимовича Роста (1726–1791 гг.). Успешно его окончил в 1761 г. и получил звание магистра философии (1762 г.), продолжил работу в университете, читая лекции по математике, философии и логике; 30 мая 1765 г. получил кафедру философии и логики, с 1771 г. – экстраординарный профессор логики, метафизики и математики Московского университета, с 1777 г. – ординарный профессор. Его философский курс, сначала читавшийся на латинском языке, был построен на учебниках вольфианцев Фридриха Христиана Баумейстера (1708–1785 гг.) и И.Г. Винклера. По поручению Конференции Дмитрий Сергеевич с 1762 г. приступил к составлению учебников по математике (в частности, переводился с латинского на русский язык учебник И.Ф. Вейдлера). Начиная с 1765 г. было издано более 10 книг по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии и фортификации, послуживших основой его собственных сочинений, которые способствовали становлению отечественной математической терминологии. В 1769 г. был напечатан на русском и латинском языках первый вариант его докторской диссертация «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» («Dissertatio philosophica de ortu et progressu religions apud diversas maximeque rudes gentes»), представлявшей собой первый труд о происхождении религии, написанный российским учёным. Среди причин возникновения языческих верований он называл, в первую очередь, страх перед неизвестными для первобытного человека силами природы, кроме того, фантазии, вымыслы, обман жрецами, а также непонятные феноменальные способности некоторых людей. В диссертации очевидна эволюция автора от германского умеренного просвещения к более радикальным вариантам просветительства. Сочинение было критически встречено в учёных кругах, автор был обвинён в атеизме, а его сочинение воспринято как написанное «против всего христианства». Особенно резко против предполагаемой в диссертации пропаганды атеизма выступили Иоганн Готфрид Рейхель (1727–1788 гг.)  и Московский архиепископ Амвросий (1798–1771 гг.); утверждение в профессорском звании по этой диссертации не состоялось. К защите Д.С. Аничков представил переработанный вариант под называнием «Философское рассуждение о начале и происшествии богопочитания у разных, а особливо невежественных народов». Вслед за Эпикуром и Лукрецием автор выступил приверженцем психологической теории происхождения религии, увидев причину её возникновения в страхе и в особенностях «порывчивого» воображения, создающего мифологические образы. Аничков считал, что человек, обладая воображением, «может уверен быть, что на всяком месте присутствует некое невидимое и высшее существо, которого силою всё совершается», сравнивал «низшие» и «высшие» религии, отмечая в христианстве пережитки язычества, сопоставляя, к примеру, рассказы античных авторов об Аиде и Елисейских полях с христианским учением о загробной жизни. Несмотря на резкую критику диссертации Московским архиепископом Амвросием и на крайне отрицательный отзыв о диссертации Синода, Аничков никакого наказания не понёс и профессорскую кафедру получил (1771 г.). Он был постоянным членом Вольного Российского собрания при Московском университете. Им были написаны учебники «Курс чистой математики», «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Теоретическая и прикладная тригонометрия», «Начальные основы фортификации и артиллерии», а также сочинения «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией, и что в нём ничего не бывает по случаю» (1767 г.), «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» (1770 г.), «О невещественности души человеческой и из оной происходящего её бессмертия» (1777 г.), «О превратных понятиях человеческих, происходящих из излишнего упования, возлагаемого на чувства» (1779 г.), «О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783 г.) и др. Аничков также задавался вопросом о назначении философии, видел её основную задачу в исследовании причин вещей и явлений многогранного мира, выступал против материалистического сенсуализма как метода познания и логики. Будучи последователем философии Христиана фон Вольфа (1679–1754 гг.), Аничков пытался преодолеть дуалистическую вольфианскую трактовку процесса познания, но, отрицая существование врождённых идей, в вопросе о взаимоотношении души и тела остался дуалистом. Решая проблему соотношения души и тела, он склонялся к идее, что первое есть порождение второго и развивается, стареет и гибнет вместе с ним. Высшими авторитетами для себя Аничков ставил Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг.) и Джона Локка (1632–1704 гг.). По ряду свидетельств, он с 1777 г. числился членом одной из масонских лож. Большинство рукописей его многочисленных неопубликованных трудов сгорели при пожаре.

 
PR-CY.ru