АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР в Нижнем Новгороде

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР в Нижнем Новгороде – храм в честь Архангела Михаила. Был заложен одновременно с основанием в 1221 г. Тогда церковь была деревянной. Но уже в 1227 г. храм был перестроен в камне. Здесь работали, вероятно, те же самые каменщики-мастера, которые возводили церкви Суздаля, Владимира, Юрьева-Польского. По внешнему облику собор относится к довольно редкому типу шатровых храмов, появившихся на Руси в середине XVI в. (шатровыми такие храмы называются из-за похожего на шатёр контура верхней части). Храмы подобного типа обычно создавались в память о каких-нибудь событиях. Храмом-памятником является и нижегородский Архангельский собор. Он был построен по именному указу первого царя Михаила Фёдоровича Романова «Кроткого» (1613–1645 гг.) в память о подвиге созданного в Нижнем Новгороде ополчения Минина и Пожарского. Здание покоится на фундаментах более древнего храма 1359 г. и целиком повторяет его крестообразный план. Благодаря этому оно невелико по площади и объему, хотя имеет высоту 39 м. Архитекторы Лаврентий и Антипа Возоулины ставили себе задачей создать устремлённое вверх сооружение, напоминающее собой памятник-обелиск. Для решения этой задачи зодчие расчленили лопатками-пилястрами нижний 4-гранный объём здания, завершив его тремя закомарами-кокошниками. Тремя закомарами меньших размеров венчается и каждая грань верхнего объёма-восьмерика, на котором покоится шатёр с ребрами-гранями, подчеркивающими устремление вверх. На вершине шатра располагается довольно длинный барабан с небольшой главкой. Устремление вверх подчёркивают и узкие щелевидные окна собора, и небольшая колокольня, примыкающая к собору с южной стороны. Главы собора и колокольни сохранили древние кресты и чешуйчатое покрытие из фигурной черепицы с зелёной поливой (она сделана балахнинскими мастерами в XVII в.). До ремонта в 1970 гг. такой черепицей были покрыты и шатры собора, и колокольни. По общему облику шатровой композиции и суровой простоте объёмов здание Архангельского собора выдержано в духе строительных традиций монументального русского зодчества XVI в. О принадлежности его к XVII в. напоминают лишь отдельные элементы архитектурного убранства, в частности, нарядный орнаментальный поясок по фасаду из кирпича, поставленного ребром. Внутренний интерьер собора ещё более прост и суров – это типичная черта храмов XVI в. Внутреннего перекрытия он не имеет, и стены небольшого по площади прямоугольного помещения постепенно переходят вверху в конус шатра, завершающийся на 34-метровой высоте. Древняя роспись в соборе не сохранилась – она уничтожена во время одного из ремонтов XIX в. Хорошая акустика храма обеспечивается глиняными кувшинами-голосниками, вмонтированными в толщу стен. Их круглые отверстия видны ниже основания шатра.

 
PR-CY.ru