АВАНГАРДИЗМ - Страница 3

Советские авангардисты не выступали за создание новых течений или школ в искусстве, а сами себя провозглашали пророками и лидерами «партий», отводя остальным роль безымянных исполнителей в «коллективном пролетарском труде». Российский и советский художник-авангардист польского происхождения, основоположник супрематизма Казимир Северианович Малевич (1879–1935 гг.); российский и французский художник еврейского происхождения Марк Захарович Шагал (1887–1985 гг.); русский и советский художник, живописец и график Давид Петрович Штеренберг (1881–1948 гг.) назначались «комиссарами», «уполномоченными», и революция давала им власть силой насаждать свои идеи и формы организации. Это был большевизм в искусстве, но без традиции, без культуры, объединяющей художника со зрителем и художника с художником. В результате эти люди оставались один на один с пустотой. Маска нигилизма, иронии, «карнавальности» прикрывала страх, зависть, ненависть. В истории искусства подобное одиночество выдерживали только гении, опередившие своё время, но их спасала любовь к людям и вера в Бога. Авангардисты (атеисты и анархисты) не были гениями; ощущая это, они сами себя провозглашали гениями. Поэтому каждый стремился ниспровергнуть другого: К. Малевич враждовал с В. Кандинским, В. Кандинский с К. Малевичем и В. Татлиным; Владимир Евграфович Татлин (1885–1953 гг.), Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934 гг.), Лазарь Маркович Лисицкий – со всеми. Одновременно их объединяла воля к власти: они мечтали о переустройстве жизни «в масштабе земного шара». Авангардисты хотели «партийного искусства» и, в конце концов, они его получили в форме «социалистического реализма». И хотя не все русские авангардисты были связаны с политикой, многие остались истинными романтиками и идеалистами, в целом авангард свидетельствовал о поражении национальной культуры. Это отразилось и на терминологии. «Иллюзионизму» классической живописи авангардисты, отрицая понятие изобразительности вообще, противопоставили «визионизм» (от лат visionis – явление). Определяющими стали техницистские приёмы и термины: коллаж, акционизм, виртуальность, клип. Показательно то, что искусство авангарда за свою достаточно долгую историю не смогло сформировать ни целостного художественного направления, ни стиля, ни школы. В произведениях авангардистов отсутствует целостность, они всегда, в той или иной мере, эклектичны, компилятивны и спекулятивны. Для представителей авангардного искусства, независимо от национальности и творческой индивидуальности, в силу отрыва от исторической традиции характерно общее стремление к «освобождению от целостности формы». Если старые мастера несли на своих плечах тяжкий груз заботы о гармонии изобразительных средств и выразительных возможностей, то авангардисты с беззаботной легкостью отбросили эту художественную традицию ради «свободы выражения». Их искусство действительно стало свободным. Этой безудержной свободой и дерзостью оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о разрушении гармонии, целостности мироощущения, находящегося в состоянии разлада с самим собой и окружающим миром. Такая свобода не замедлила оказать разрушительные последствия в отношении самой творческой личности.

 



 
PR-CY.ru