АВАНГАРДИЗМ - Страница 2

Но разрыв с художественной традицией неизбежно превращал «лабораторную работу по изучению формальных элементов искусства» в бесцельную и наивную игру – комбинаторику, техницизм. Понятия творческого направления, метода, стиля теряли смысл; виды искусства различались лишь «материалом». Так закономерно возникла идея «внутренней тождественности средств искусства», пропагандируемая выдающимся русским живописцем, графиком и теоретиком изобразительного искусства, одним из основоположников абстракционизма Василием Васильевичем Кандинским (1866–1944 гг.), «синтеза искусства» и даже «превращения искусства в содержание жизни». Вот почему авангардное движение в целом отражает характерный только для XX в. процесс вытеснения культуры цивилизацией, исторических духовных ценностей – прагматической идеологией технического века. В самом начале XX в. туманные идеалы «серебряного века» были буквально сметены мощным напором техницизма, конструктивизма, функционализма. Эмоциональность заменялась трезвым расчетом, художественный образ – эстетикой конструкции, гармонизацией элементарных форм, высокие идеи – утилитарностью. Пользуясь терминологией немецкого философа-идеалиста, представителя философии жизни Освальда Шпенглера (1880–1936 гг.), исследователи говорят, что сложный организм духовной культуры стремительно перерождался в бесчеловечный «механизм». Особенно ярко эта тенденция проявилась в максимализме русской истории. В 1910 гг. по словам русского философа-идеалиста Николая Александровича Бердяева (1874–1948 гг.) в России подрастало «хулиганское поколение». Его наследники, развивая идеи 1860 гг., задумали подменить «бесцельное искусство» идеологией жизнестроения, «инженерией», позднее закономерно сомкнувшейся с коммунистическими идеями и призывами анархистов. Российский максимализм, так ярко проявившийся в движении «передвижников» и «шестидесятников» XIX в., был не только усилен русской революцией, но привёл к тому, что во всём мире родиной художественного авангарда стала считаться Советская, большевистская Россия. «Великая Утопия двигала историю России и заключала в себе несоответствие действительности». Русский религиозный философ Иван Александрович Ильин (1883–1954 гг.) определил авангардизм как «дух эстетического большевизма, теорию безответственности и практику вседозволенности». Другой русский мыслитель, священник Сергий Булгаков (1871–1944 гг.) подчеркивал, что «творчество имеет религиозную ценность... Нигилизм есть предельное отрицание творчества». Авангардизм, считал он, и есть нигилизм, поскольку он порывает с художественной традицией как с источником творческого воображения художника. Прошлое, по убеждению российского авангардиста, «может остаться неиспользованным, как материал, потерявший значительную часть своей активной силы и тем самым своё культурное значение». К примеру, для советского художника и архитектора Лазаря Марковича (Мордуховича) Лисицкого (1890–1941 гг.) в архитектуре «единица равняется единице», а всё остальное – «египетско-греческо-римско-готический маскарад», историко-художественный смысл архитектурной композиции заменяется простой конструкцией. Подобная логика, естественно, приводит авангардиста к мысли, что «прошлое никак не связано с настоящим», и «в искусстве нет развития». В опасный период социальных революций подобный нигилизм у малообразованной в художественном отношении личности с комплексом неудовлетворенного честолюбия приводил к разрушительным последствиям.

 



 
PR-CY.ru