АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРДИЗМ (от франц. «передовой» и «отряд») – обобщённое название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым. Авангардизм – это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве, понятие, противоположное академизму. Однако и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства периода модерна. Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовности художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражения «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX вв. Искусству авангарда присуща своя романтическая мифология. Романтической и даже религиозной является главная авангардистская идея абсолютизации самого акта творчества, не предполагающего создание художественного произведения, его «самодостаточности», оправдания человека творчеством, в котором раскрывается «истинная реальность». В этом, прежде всего, проявляется преемственность самых крайних форм авангардного искусства от символизма периода модерна. Вместе с тем, исследователи признают опасным и чрезмерное расширение этого понятия, исходя из этимологии: «передовой отряд, готовый жертвовать собой в стремительной атаке ради достижения цели». Они считают, что такое милитаристское прочтение термина неизбежно приводит к мысли, что авангард возникал много веков тому назад при переходе от одной эпохи к другой и не может являться одним из направлений искусства только XX в. Если предположить, что авангардное искусство черпает свои духовные силы из неиссякаемого источника прошлого, архаичного сознания, и оно представляет собой не упадок, а «переосмысление прошлого», то размывается, стушёвывается самое существенное – непримиримое, враждебное отношение авангардистов к истории культуры, чему есть множество свидетельств. Если в искусстве XX в. действительно происходит «расставание с человеком», то это и есть антикультурное, антиисторическое движение. Футуристы в самом начале XX в. призвали «укрощать этот мир и низвергать его законы по собственному усмотрению». Только одним этим тезисом отрицается основное содержание культуры: возделывание души через почитание, поклонение. Смещение смысла от произведения искусства на процесс его создания также ничто иное, как словесный маскарад, поскольку в духовном смысле главной ценностью в истории мирового искусства всегда являлся процесс – акт творения, а не отдельное произведение в его материальной форме. Поэтому исследователям более важной кажется мысль, что в начале XX в. «русский религиозно-философский ренессанс» и «русский художественный авангард» не были тождественны, но развивались одновременно, «то и другое оказалось в контексте культурной истории знаком российского менталитета». Во всех основных течениях западноевропейского и российского авангарда начала XX в. (футуризме, абстрактивизме, сюрреализме, дадаизме, поп-арте, оп-арте) происходило последовательное отвлечение процесса формообразования от духовного смысла искусства. Русская художница-авангардистка Любовь Сергеевна Попова (1889–1924 гг.) определила это как «отвлечение формы художественной от формы, видимой в реальности». Такая эмансипация формы от традиционно вкладываемого в неё содержания породила пафос безудержной, часто бестолковой и агрессивной свободы, и, в то же время, – необходимость аналитического, научного подхода к закономерностям формообразования в искусстве (что и осуществлялось в немецком Баухаузе (букв. «дом строительства») и московском ВХУТЕМАСе).

 



 
PR-CY.ru