АМПИР - Страница 4

Именно поэтому исследователи считают, что ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, готика, будучи непримиримым к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран (примечательно, что ни одна из побежденных им стран, по существу, не приняла этого стиля). В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер («простодушный», «обывательский»), хотя в нём отчасти и использовались формы ампира. И только Россия добровольно приняла «стиль империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Ещё до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен (с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге) отправляли российскому императору Александру I (1801–1825 гг.) альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором (настолько был силён гипноз французской моды). Наполеон сам присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Но эти отношения были прерваны войной, и уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и (ещё до второго вступления союзных армий) получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью – проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира» (во Франции они были опубликованы только в 1892 г.). Персье и Фонтен, после поражения французской империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им Огюста Рикара де Монферрана (1786–1858 гг.), будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге, тогда ещё никому не известного. Таким образом, сложились две разновидности ампира: французский и русский. «Русский ампир» (исследователи считают, что это определение правильнее брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» Карл Иванович Росси (1775–1849 гг.), который и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жёсткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был Василий Петрович Стасов (1769–1848 гг.). Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820–1830 гг. исследователи отличают от более раннего стиля периода Александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский неоклассицизм 1760 гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался ещё большим своеобразием, поэтому исследователи считают, что его правильнее называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830–1840 гг. (в период царствования Николая I) они иногда именуют «николаевским ампиром». В Англии стиль ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» исследователи иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820–1830 гг.), наступивший после «английского стиля регентства» (или «ридженси»). Временем второго «британского ампира» считается викторианская эпоха 1830–1890 гг. Другое, более редкое название ампира – неоримский стиль. В период Второй империи во Франции, в годы правления императора Наполеона III (1852–1870 гг.), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый вторым ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчёлы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов). Они использовались художниками ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Лит.: Грабарь И. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969; Грабарь И. Ранний александровский классицизм и его французские источники // Грабарь И. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969 (примечания); Курбатов В. Классицизм и Ампир. СПб., 1912; Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990.



 
PR-CY.ru