АМПИР - Страница 3

Эти иллюстрации наряду с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков и ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля ампир оставались всё же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов и ликторских топоров. Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что ещё в период древнеримской империи произведения искусства Египта попадали в Рим вместе с древними культами Исиды и Гора. Египетская экзотика проникала в жизнь Вечного Города, была модной в среде римских патрициев. В начале XIX в. эта связь стала ещё более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамсесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского императора. Они сосуществовали целостно и органично в едином пространстве романтического мышления, поскольку стиль ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного романтизма, начинавшегося неоготикой в Англии ещё в середине предыдущего столетия. Хотя ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое – не только в античность, но и в Древний Египет, однако с методологической стороны он нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции (от рококо, через неоклассицизм, к ампиру) слишком напоминает развитие, как бы в обратном порядке, которое происходило в Италии XVI в.: от классицизма эпохи Возрождения к маньеризму и барокко. Характерное для ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золочёной бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. он был «придворным чеканщиком» Бонапарта, изготавливал бронзовые детали мебели, светильники-бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях есть явные отличия ампирной декорации от подлинного классицизма. В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета. Для классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для ампира – яркие, режущие глаз красный, синий, белый – цвета наполеоновского флага. Стены затягивали ярким шёлком; в орнаментах – круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчёлы и звёзды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зелёном фоне. Таким образом, основными категориями стиля ампир являются историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах – открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804–1806 гг. для пасынка Наполеона принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях: там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже турецкие мотивы, что создаёт общий «сибаритский характер ампирного интерьера», а в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича...». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь быстрого перерождения ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно историзма как эпохи «воссозданий». Характерна ещё одна особенность ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ.

 



 
PR-CY.ru