Словарь по христианству А АХЕНСКИЙ (Имперский) СОБОР

АХЕНСКИЙ (Имперский) СОБОР

АХЕНСКИЙ (Имперский) СОБОР – кафедральный собор епархии Аахена, в котором столетиями короновались императоры Священной Римской империи. Древнейшая и наиболее драгоценная часть соборного комплекса разных эпох – дворцовая капелла-усыпальница Карла Великого (796–806 гг.), представляющая собой по форме 8-угольник высотой в 31 м и диаметром около 32 м (в соответствии с канонами византийской архитектуры). В восточной части собора расположены готические хоры. Ахенский собор был одним из первых внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1978 г.). Начал строительство собора около 800 г. Карл Великий, пригласив для создания на германской территории монументальной каменной постройки специалистов из южных стран (Рима, Византии). В 805 г. собор был освящён папой Львом III (705–816 гг.), а в 814 г. Карл Великий был погребён в дворцовой капелле (точное место остаётся спорным). Построенная по инициативе  Карла Великого в византийском стиле около 796 г. Одоном Мецским дворцовая императорская капелла является ядром собора. Она имеет 31 м в высоту и 32 м в разрезе, по форме же представляет собой 8-гранный купол, окружённый 16-гранной галереей в два этажа. Купол поддерживают восемь столбов. В 8-ми арках верхнего обхода установлены двойные колонны, выполняющие чисто декоративную функцию. Хоры в готическом стиле были пристроены в 1353–1414 гг. Большинство капелл, окружающих 8-угольник, также исполнены в готическом стиле. В середине его лежит камень с надписью «Carolo Magno», однако гроб Карла Великого находится не под ним (в 1000 г. гроб был раскрыт по повелению императора Оттона III). По словам летописи монастыря Новалезе, составленной ещё в 1048 г., император был найден сидящим в кресле с короной на голове и скипетром в руках. Он был в белом императорском облачении, прекрасно сохранился. В 1165 г. при канонизации Карла Великого император Фридрих I Барбаросса (1152–1190 гг.) велел снова раскрыть императорскую могилу. По всей вероятности, он велел переложить останки императора в показываемый туристам богато украшенный ящик, из которого император Фридрих II (1218–1250 гг.) переложил их в другой драгоценный гроб художественной работы. В этом последнем гробу, который стоит на алтаре хора, останки императора покоились до конца XVIII в., после этого они были перенесены в ризницу. Найденные в гробу знаки императорского отличия в 1798 г. были перенесены в Вену. Белый мраморный стул, на котором будто бы император был найден сидящим, позже обложили золотом. До 1531 г. он служил троном императору, когда он после коронования приветствовал имперских князей (теперь он стоит на вершине 8-угольника). Фридрих I украсил храм великолепным канделябром, висящим над камнем с надписью. В соборе, кроме Карла Великого, погребён и Оттон III (983–1002 гг.). Вместе с останками Карла Великого сохраняющиеся в ризнице реликвии состоят из исподнего платья Девы Марии (из желтовато-белого полотна), пелен Младенца Христа, пояса, который Христос носил во время распятия, и покрывала, на котором был обезглавлен Иоанн Креститель. Все они были привезены с Востока ещё при Карле Великом, а в XIX в. показывались паломникам каждые семь лет (например, в 1881, 1888 гг.) с 10 по 24 июля. Кроме того, в ризнице хранятся многие так называемые малые реликвии и сосуды искусной работы. Старое строение со временем было сильно обезображено различными переделками. Особенно пострадала мозаика, некогда украшавшая своды купола, от которой к началу XX в. сохранились лишь мелкие остатки. В конце XIX в. основанное в 1849 г. «Общество Карла Великого» («Karlsverein») поставило себе задачей реставрировать собор как с внутренней, так и с внешней стороны. Это в значительной степени удалось благодаря материальной поддержке короля Фридриха Вильгельма IV (1795–1861 гг.) и Вильгельма I (1871–1888 гг.). Восьмиугольники были снова украшены великолепными мраморными колоннами, которые в 1794 г. были похищены французами, но были снова возвращены ими по Парижскому миру (1815 г.). Четырнадцать статуй внутри хора воздвигли опять во всём прежнем великолепии красок. Реставрация мозаики была закончена в 1881 г. При входе на хоры, у того места, где некогда высился алтарь, перед которым в промежуток времени между Людовиком I Благочестивым (814–840 гг.) и Фердинандом I (1558–1564 гг.) были помазаны 35 германских королей и 14 королев, 18 ноября 1873 г. был освящён новый алтарь. За свою более чем 1000-летнюю историю собор постоянно достраивался, частично разрушался и реставрировался. С ним связаны легенды, в частности, сага о том, что деньги на строительство собора пришлось брать у самого дьявола при условии, что он получит душу первого, кто войдёт в достроенное здание. По этой легенде, горожане обхитрили дьявола, запустив первым волка, и жадный дьявол сразу вцепился в жертву, только потом заметив подвох.

 
PR-CY.ru