АМЬЕНСКИЙ СОБОР - Страница 6

Новый епископ Арну взялся за строительство хора, были построены и сияющие часовни. Но к 1240 г. бюджет строительства был исчерпан, поэтому работы были приостановлены. Однако строители смогли закончить деамбулаторий (кольцевой обход вокруг главной апсиды, являющийся продолжением боковых нефов), где Арну и был похоронен в 1247 г. Нового епископа, Жерара де Куси мало беспокоили строительные работы, объем которых в период с 1247 по 1258 гг. был сведен к минимуму. К тому же произошел пожар, разрушивший ряд капелл, окружающих апсиду. После пожара строительные работы возобновились, и в 1269 г. было закончено строительство хора. С тех пор собор был действующим, хотя работы до конца не были закончены. Спустя два десятилетия епископ Гийом де Макон сделал выше первый шпиц и выполнил различные маленькие изменения на уровне хора и проходах позади хоров. Эти работы закончились в 1288 г. Были выложены дорожки к собору, хотя еще не были закончены башни западного фасада. Но основная часть собора была построена, поэтому 1288 г. считается годом окончания строительства собора Амьенской Богоматери. Оно имело большое значение для развития рационализации средневековых построек, в частности, серийного размера камней. С начала строительства Робер де Люзаршес применялось четыре типа различных камней, которые добывали, в основном, в больших карьерах Пикиньи, принадлежавшие церковнослужителям. Боковые часовни нефа, не предусмотренные в первоначальном плане, были построены в 1290–1375 гг. Южная башня была закончена в 1366 г., северная – в 1402 г. В соборе в 1385 г. венчались Карл VI с Изабеллой Баварской. Для хора в 1508–1519 гг. были изготовлены 120 великолепных кресел со спинкой (сейчас их сохранилось только 110). Шпиль собора в 1528 г. был разрушен молнией, к строительству нового приступили только в наши дни. Его высота составляет 112,7 м. Западная розетка, расположенная на высоте 42 м, была в XVI в. по приказу мэра города переделана в пламенеющем готическом стиле. К значительному преобразованию оформления хора приступили в XVIII в. Разрушенный еще в 1755 г. амвон, в 1768 г. был заменен великолепной оградой. Была разобрана большая часть ограды хора начала XV в., появились великолепные статуи и причудливый готический стул с высокой спинкой. Но ремонт здания был сделан небрежно, поскольку все эти нововведения были дорогостоящими. Так, за неимением денег не был сделан ремонт на уровне наружной подпорной арки хора. Во время революции жители города сумели защитить собор от покушений вандалов (в отличие от многих других французских храмов). Погибло лишь несколько геральдических лилий, крестов и статуй. Но большие и маленькие статуи Галереи королей остались нетронутыми. Собор Амьенской Богоматери был преобразован в Храм Причины и Правды. Сегодня можно увидеть статую св. Женевьевы (святой покровительницы Парижа), превращенную в богиню Причины на алтаре часовни Пюи-Нотр- Дам, слева в южной части трансепта. Французский архитектор, реставратор и искусствовед Эжен Виолле-ле-Дюк в XIX в. приступил к восстановлению здания и занимался этим на протяжении 25 лет. Он добавил на вершине большого фасада крытый проход, объединяющий обе башни. Во время немецкого наступления в июле 1918 г. собор обрушился под огнем императорских войск. Но по настоятельной просьбе папы Бенедикта XV (1914–1922 гг.) немцы прекратили штурм собора. Во время немецких бомбардировок в мае 1940 г. собор чудом уцелел.



 
PR-CY.ru