АМЬЕНСКИЙ СОБОР - Страница 5

В Средние века паломники, пришедшие поклоняться мощам Иоанна Крестителя, проходили по лабиринту на коленях, подобно Крестному пути. Для этого они должны были следовать за черной линией, чтобы искупить серьезные грехи. Существуют также лабиринты в других соборах и французских церквах, таких, например, в соборах пресвятой Богородицы в Байе и Шартрский собор. Имелся лабиринт и в Реймском соборе, но был разрушен в XVIII в. Центральный камень лабиринта интересен тем, что там находится текст, излагающий основание собора и записанный на полосе меди. В центре этой детали – крест, ориентированный на основные моменты и окруженный четырьмя персонажами – тремя архитекторами собора и епископом. Этот камень датирован 1288 г., когда было окончено строительство собора. Камень, который находится в настоящее время в нефе – это копия, а оригинал был перенесен в музей Пикардии. Собор Амьенской Богоматери начали строить в 1120 г., а закончили – в 1269 г. Первое здание собора было построено в конце III в., т.е. еще в галло-римскую эпоху. В течение последующих веков на этом месте было построено несколько соборов. Но пожары их постоянно губили: в 850 г. (во время нормандского вторжения), в 1019 г. и затем еще в 1107 г. После последнего пожара новая церковь в романском стиле была построена в 1152 г. Преданье гласит, что пикардский крестоносец 17 декабря 1206 г. привез в Амьен и передал епископу Ришару де Жерберои святую реликвию – череп св. Жан-Батиста (Иоанна Крестителя), который он сумел похитить в 1204 г. во время грабежа крестоносцами Константинополя. Очень быстро мощи стали предметом поклонения для многих иностранных и французских принцев, в особенности привлекая слепых, больных эпилепсией и глухонемых. В 1218 г. молния ударила в шпиль колокольни собора. Крыша моментально загорелось, огонь быстро охватил все здание в целом, которое обрушилось в пламени. Епископ Амьена Еврар Фуюа (1145–1222 гг.) решил не только восстановить собор, но и сделать его более просторным и красивым даже по сравнению с другими христианскими храмами. Для реконструкции фасада здания он выбрал архитектора Робера де Люзаршес. Строительство началось в 1220 г. Немного раньше была расширена территория города: в 1190 г. крепостные стены были отодвинуты на востоке, а в 1193 г. – на юге. Строители воспользовались увеличенным пространством и смогли установить алтарь гигантских размеров (145х70 м в трансепте). Между тем, необходимо было разобрать церковь Сен-Фермен-ле-Конфессер, которая занимала место, предусмотренное для северной части трансепта, и центральную городскую больницу, которая мешала строительству северной башни главного фасада. Вопреки правилу, работы начались с внутренней части храма. Собор временно продолжился за счет хора бывшей романской церкви. В начале XIII в. (в период господства короля Филиппа-Августа) Амьен процветал, используя соседство со средневековым графством Фландрия (нынешняя Бельгия), которая славилась изготовлением суконных товаров, а Шампанские ярмарки были крупным торговым рынком в Европе в XII–XIV вв. Инвесторы щедро выделяли средства, финансировать эту гигантскую стройку позволяли и ресурсы епископства. Когда Робер де Люзаршес в 1222 г. умер, новый епископ Жоффруа Де поручил продолжение работ Томасу де Кормон. Стройка быстро продвигалась за счет благотворительных средств: в 1228 г. стены нефа уже достигали уровня основания сводов, а сам неф был закончен к 1230 г. Спустя шесть лет (на момент смерти Жоффруа Де) большой фасад уже возвышался до карнизов, расположенных выше розетки, было построено также основание трансепта.

 



 
PR-CY.ru