АЛОНСО БЕРРУГЕТЕ

АЛОНСО БЕРРУГЕТЕ (1488–1561 гг.) – испанский скульптор и живописец Позднего Возрождения, сын и ученик знаменитого живописца Педро Берругете. Его творчество – во многом необычное явление не только испанского, но и западноевропейского искусства XVI в. Уроженец Паредес-де-Нава, провинциального города в Старой Кастилии, Алонсо Берругете после смерти отца в 1505 г. уехал в Италию, где жил, учился и работал в Риме и Флоренции. В Риме ему покровительствовал Микеланджело, кумир всех испанских мастеров его поколения. О внимательном изучении работ Микеланджело свидетельствуют превосходные рисунки молодого Алонсо (Мадрид, Академия Сан Фернандо). В Риме на специальном конкурсе он копировал незадолго до того открытую античную скульптурную группу «Лаокоон». Во Флоренции решающим оказалось влияние художников-маньеристов. Свой творческий путь в Италии Алонсо Берругете начал как живописец. В 1517 г. он через Валенсию вернулся в Испанию. Некоторое время пробыл в Сарагосе, где находился в свите короля, а затем жил в Вальядолиде и Толедо. Алонсо Берругете приобрел известность, имел мастерскую, приблизился ко двору и стал личным художником Карла V (1519–1558 гг.). В Сарагосе он сотрудничал с известным скульптором Фелипе Бигарни, создателем знаменитого резного раскрашенного алтаря в Королевской капелле Гранады. Посетив Гранаду в 1522 г., Берругете мог помочь в работе своему коллеге, многие исследователи настаивают на возможности такого участия. Пребывание в Гранаде, вероятно, было связано и с тем, что король, ценя Берругете как живописца, заказал ему пятнадцать композиций для украшения стен Королевской капеллы. Затея, к счастью, по финансовым обстоятельствам не осуществилась, целостность неповторимого образа Королевской капеллы не была нарушена. В написанных на традиционные религиозные сюжеты картинах Берругете с их затесненным пространством, плоскими удлиненными фигурами и однотипными лицами, застывшими в вычурных и неустойчивых позах, использованы искусственные приемы маньеризма. Берругете писал картины всю жизнь, но его истинным призванием оказалась не живопись, а скульптура. Он работал в мраморе, алебастре, дереве, однако его подлинная стихия – сложные алтарные композиции из раскрашенного дерева с многофигурными плоскими «картинными» рельефами и отдельными, часто меньших размеров статуями святых, апостолов и пророков, входивших в состав алтарей. Очевидна связь Берругете с испанскими национальными традициями, его близость к приемам средневекового творчества. Вместе с тем мастер владел достижениями ренессансной культуры, свободным языком пластических форм. Его произведения – наглядный пример того, как изменились в Испании классические идеалы. Они несут отпечаток более поздней кризисной эпохи, хотя хронологически относятся к раннему времени. Образы Берругете полны драматизма, экзальтации, смятения. Пропорции угловатых, а иногда словно «нескладных» фигур вытянуты, масштабные соотношения между ними не всегда соблюдены. Формы часто эпатажны, позы динамичны, неестественны, неустойчивы, жесты резки и порывисты, лица, отражающие некий общий тип, отражают внутреннее напряжение. Сила эмоционального воздействия его ярко раскрашенных скульптур могла бы вызвать отталкивающее впечатление, но произведения Берругете избежали опасности натуралистической экспрессии. Виртуозно владея языком изобразительной условности, мастер создал оригинальную художественную систему, которая отражала его личное восприятие окружающего мира и человека. Яркая драматизация образов Берругете – не вычурный, экстравагантный прием, а выражение их внутреннего существа и эмоционального накала. Искусство Берругете – искусство страстного душевного порыва, резких конфликтов. С большой силой запечатлевал он страдание, скорбь, боль, смятение чувств.

 



 
PR-CY.ru