АДАМ ЭЛЬСХЕЙМЕР

АДАМ ЭЛЬСХЕЙМЕР (1578–1610 гг.) – немецкий живописец и гравер. Родился во Франкфурте-на-Майне, но провел свою жизнь вне Германии. С 1600 г. постоянно жил в Риме, где испытал влияние ряда итальянских художников (Караччи, Караваджо) и где достиг известности, умер там же. Адам Эльсхаймер был учеником Филиппа Уффенбаха, однако же в юности испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха, был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, Паулем Брилем и Питером Ластманом, впоследствии учителем Рембрандта. Эльсхаймер писал мало и оставил немного картин, которые, тем не менее, высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени. Его картины – небольшие, с изображением пейзажа, идиллических и жанровых сцен. В основном это –  пейзажи небольшого размера со сценами на библейские или мифологические сюжеты. Адам Эльсхаймер был одним из представителей классического пейзажа и оказал влияние на дальнейшее развитие этого жанра. Исследователи считают, что он предваряет искусство барокко. Эльсхаймер является одним из первых художников, передавших очень точно небесную сферу. В последние годы жизни он отдавал предпочтение ночным пейзажам, скорее лирического, чем драматического характера. Так, в картине «Бегство в Египет» (1609 г., Мюнхен, Старая Пинакотека) Эльсхаймер использует живописные эффекты лунного света и горящего костра на переднем плане. С очень большой вероятностью исследователи утверждают, что он 16 июня 1609 г. около 21.45 наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Именно эти свои наблюдения он запечатлел на картине «Бегство в Египет» (это выяснили ученые Немецкого музея в 2005 г.: Луна и звёзды Млечного пути, изображенные на картине, соответствуют широте Рима). Особенностью пейзажей Эльсхаймера является иллюзия огромной протяжённости пространства, возникающая от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Захватывает своей грандиозностью усеянное звёздами небо с пролетающей кометой, отразившееся в глади реки, бескрайнее, бездонное, раскинувшееся над уснувшей землёй, над маленькой группой людей, греющихся у костра на берегу. Уютный мирный огонь, светящийся во тьме, и холодное свечение звёзд в вышине сопоставлены и прочувствованы в своей особенной красоте великого и малого, конечного и вечного. Благодаря светотени Эльсхаймер достигает в своих произведениях редкого живописного единства и поэтического настроения. В картине «Пожар Трои» (небольшого формата, написанной на медной доске) представлена сцена бегства Энея с семьёй из захваченной и пылающей огнём Трои. В ночной мгле, озарённой факелами в руках спасающихся беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, деревянного коня греков. Поразительный драматический эффект достигнут мерцанием, вспышками тревожного света в чёрной непроглядной тьме, охватившей землю. В картине «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды» (1608–1609 гг., Дрезден, Картинная галерея) действие происходит в интерьере, написанном с виртуозностью, достойной кисти Рембрандта. Сохранилось несколько гравюр Эльсхаймера. В них элементы нидерландской, венецианской и римской художественных традиций соединяются в сугубо индивидуальный и зрелый стиль. Корни его искусства – в нидерландской традиции, на которую он, в свою очередь, оказал глубокое воздействие, что доказывает творчество Рубенса, Рембрандта и Сегерса.

 
PR-CY.ru