АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ

АЛЬТДОРФЕР АЛЬБРЕХТ (около 1480–1538 гг.) – немецкий художник, гравер, скульптор и архитектор, глава так называемой дунайской школы. В историю живописи он вошел как родоначальник жанра пейзажа, ему приписывается создание первой в Европе собственно пейзажной картины (в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения). Альбрехт Альтдорфер работал, главным образом, в Австрии и Южной Германии. Его имя впервые упоминается в документах в 1505 г., когда он становится гражданином города Регенсбурга. Родился в семье миниатюриста Ульриха Альтдорфера, прибывшего в 1474 г. из Амберга и обосновавшегося в Регенсбурге. Исследователи сообщают, что Альбрехт Альтдорфер был почтенным бюргером, домовладельцем, членом городского совета, что он отказался от почетной должности бургомистра. В 1519 г. Альтдорфер стал членом Внешнего совета города, принимал участие в изгнании из Регенсбурга евреев и разрушении синагоги. С 1526 г. он – главный архитектор города и член Внутреннего совета, в 1535 г. отправился послом в Вену, ко двору императора. 12 февраля 1538 г. Альбрехт Альтдорфер написал предсмертное завещание. О его работах, заказчиках и путешествиях документы не сообщают. По изображенным в разных картинах местностям исследователи догадываются, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510–1511 гг. он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др.). На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, ранние (венского периода) картины Лукаса Кранаха Старшего, так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. Франциска», «Св. Иероним», обе – Берлинские государственные музеи) обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера. Однако в них уже определились черты зрелого стиля мастера. Они лиричнее по настроению, отличаются большей живописной цельностью, чем у Кранаха; подвижный, с изящными завитками рисунок сильно отличается от графической, несколько жесткой манеры Дюрера; яркие цвета сияют как драгоценные камни; пейзаж и фигуры, которые, кажется, вырастают из земли, подобно деревьям и растениям, необычайно спаянны. Уже в ранней картине Альтдорфера – «Лесном пейзаже со св. Георгием» (пергамен на доске, 1510 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) – сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. В чаще высоких деревьев фигура святого трудно различима, в просвете леса раскрывается беспредельная даль, переливающаяся легчайшими голубыми и зелеными оттенками. В атмосфере витает дух сказочности и необычности, вообще свойственный искусству Альтдорфера. Хотя видна только часть леса, ощущается его безграничная протяженность вглубь и ввысь, мир входит в пространство картины как единое целое, раскрывается через свою малую частицу. Подобное отношение к природе обычно связывается с идеями пантеизма, имеющими свое начало в религиозно-мистических учениях позднего европейского Средневековья и распространившимися в философии и науке эпохи Возрождения, особенно в североевропейском мире. В 1510–1511 гг. Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам. От этой поездки сохранился рисунок пером, изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510–1511 гг., Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Деревья и горы, громоздящиеся подобно вулканическим извержениям, переданы тончайшими, причудливыми очертаниями. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы.

 



 
PR-CY.ru