Словарь по христианству А АНДРЕА дель ВЕРРОККЬО

АНДРЕА дель ВЕРРОККЬО

АНДРЕА дель ВЕРРОККЬО (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони; 1435–1488 гг.) – один из крупнейших художников Флоренции третьей четверти XV в., один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо. Подобно многим художникам того времени, он начал с ювелирного дела, но больше всего прославился как скульптор. В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV в., где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Андреа дель Верроккьо воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 гг. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. изваял бронзовую статую Давида. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились в будущем и Леонардо да Винчи. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала именно скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице Давида (1476 г.; Флоренция, Национальный музей) играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Тема героя-победителя – излюбленная тема итальянского Возрождения. Андреа дель Верроккьо трактует её во вкусе своего времени. В отличие от юного и скромного мальчика, каким представил своего «Давида» Донателло, Верроккьо придал ему победоносный и торжествующий вид и черты изящества и аристократизма. В другом своем крупнейшем произведении – 4-метровой конной статуе кондотьера Бартоло Коллеони в Венеции (1479–1496 гг.; статуя была закончена и установлена после смерти художника) он снова как бы вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. Отсюда тянутся нити к «Битве при Ангиари» прославленного ученика Верроккьо Леонардо да Винчи (вероятно, что он создал статую в соавторстве со своим гениальным учеником). Эта статуя отличается также тщательностью отделки деталей. В фигуре коня сказывается прекрасное знание анатомии лошади. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Из живописных работ художника наибольшей известностью пользуется картина «Крещение» (около 1476 г., Флоренция, Уффици), в которой фигурка одного из ангелов принадлежит кисти Леонардо да Винчи.

 
PR-CY.ru